ТАМБУРИН (франц. tambourin). 1) Род барабана небольшого диаметра в форме вытянутого цилиндра (высота больше 1 м) с 2 кожаными мембранами. Появился ок. 11 в. в Провансе (Франция); отсюда его второе назв. - провансальский барабан (франц. tambour de Provence или tambourin provencal, итал. tamburo di Provenza, испан. tamboril, нем. provenzalische Trommel, Tabor). В литературе 11 в. упоминаются музыканты, одноврем. играющие на Т. и маленькой т. н. одноручной флейте (прованс. galoubet, нем. Einhandflöte, см. Пифферо). Т. сохранился в нар. муз. практике Юж. Франции. Ныне - гл. обр. орк. инструмент. Существуют 2 разновидности - Т. без струн, со звуком неопредел. высоты и Т. со звуком определ. высоты, имеющий струны, проходящие поверх мембраны и настроенные в квинту; изменяя натяжение струн, меняют высоту звука такого Т. В отличие от малого барабана, звук Т. благодаря удлинённому корпусу инструмента («кбдлу») обладает более глухим тембром, что используется композиторами для придания звучанию специфич. оттенка; Т. со звуком неопредел. высоты (без струн) включён в фарандолу 2-й сюиты из музыки Ж. Бизе к драме «Арлезианка», в IX ч. симфонии «Турангалила» О. Мессиана. Условное подражание характерному звучанию Т. используется в вок. и инстр. музыке («Китайский тамбурин» для скрипки и фп. Ф. Крейслера; «Я слышу тамбурина звон» для смешанного хора a cappella К. Дебюсси). 2) Встречающееся в литературе назв. (неточное) бубна (франц. tambour de Basque, итал. tamburo, tamburello basco, англ. tambourine, timbrel, нем. Tamburin и Schellentrommel). 3) Оживлённый танец провансальского происхождения в двудольном метре (2/2, 2/4). Его назв. связано с использованием Т. в качестве сопровождающего инструмента. Мелодия Т. звучала на фоне повторяющихся в басу звуков (тоники или доминанты, а также квинты на I ступени лада). За первым, мажорным Т. следовали второй - минорный и повторение мажорного. Наибольшее распространение Т. получил в 18 в. во Франции, однако он претерпел здесь значит. изменения. В 17-18 вв. танец нередко вводился в оперы (А. Кампра, Ж. Ф. Рамо, А. Гретри); французский композиторы создали ряд инструментальных Т. (напр., в сонатах для скрипки с basso continuo Ж. M. Леклера Старшего). Большую известность получил Т. для клавесина Рамо: Ж. Ф. Рамо. Тамбурин. Изредка встречается в совр. сочинениях неоклассич. ориентации (Э. Патлаенко, «Ренессанс-сюита» для камерного оркестра). |