ТАМТАМ, тaм-тaм (термин, осн. на звукоподражании, заимствован из языков народов Индии; франц. и итал. tam-tam, нем. Tam-Tam) - ударный инструмент. С древнейших времён использовался в качестве ритуального инструмента в храмах стран юго-вост. Азии. Имеет форму плоского, несколько выпуклого в центре диска 600-1500 мм в диаметре (чаще ок. 1000 мм), 8-10 мм толщиной, иногда со слегка загнутыми краями. Изготовляется из спец. сплавов, в которые входят серебро, сурьма, медь и др.; благодаря многократной горячей проковке структура металла многослойна. При игре Т. из-за его значит. тяжести подвешивают к стойке или прочной раме (станку); звук извлекают ударами (по краю или в центр Т.) большой колотушки с шаровидным войлочным или др. наконечником (от материала которого зависит окраска звука). Т. издаёт неопределённой высоты низкий, мощно рокочущий звук «колокольного» оттенка; он несколько нарастает после удара и медленно затухает. Партия Т. нотируется на 1 линейке («нитке»). Звучание Т. может быть разл. мощности и оттенков окраски - от воздушно-лёгкого до мрачного, зловещего (симф. поэмы «Что слышно на горе» Листа, 1856; «Смерть и просветление» Штрауса, 1889; 6-я симфония Чайковского, 1893). Проводя с нажимом по краю Т. дерев. палочками от малого барабана или металлическими от треугольника, получают своеобразное скрежещущее подобие глиссандо; прикасаясь лёгкой палочкой к поверхности звучащего после удара Т., можно получить эффект тремоло. Т. впервые введён в состав симф. оркестра в последней четв. 18 в. («Траурный марш на смерть Мирабо» Ф. Ж. Госсека, 1791; опера «Ромео и Джульетта» Штейбельта, 1793). В рус. орк. музыке Т. впервые применил О. А. Козловский («Реквием» на смерть С. А. Понятовского, 1798; музыка к трагедии В. А. Озерова «Фингал», 1805). Звучность Т. привлекала оперных композиторов периода романтизма, применявших его гл. обр. в изобразит. целях (Г. Спонтини, В. Беллини, Дж. Мейербер и др.). Со 2-й пол. 19 в. Т. получил широкое распространение в симф. музыке («Данте-симфония», 1857, симф. поэмы Ф. Листа; симфония «Манфред», 1885, фантазия «Франческа да Римини», 1878, балеты и др. соч. П. И. Чайковского; симф. картина «Садко», 1867, симфония «Антар», 1868, нов. ред. 1897, Н. А. Римского-Корсакова; 1-я симфония, 1888, Г. Малера; кантата «Весна», 1902, «Колокола», 1913, Симфонические танцы, 1940, С. В. Рахманинова). Разнообразно применяли Т. композиторы И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Б. Мартину, О. Мессиан. В этнографической литературе Т. называют также деревянный африканский барабан. |