ТАНАБЕ (Tanabe) Хисао (р. 16 VIII 1883, Токио) - японский музыковед, муз. акустик. Учился игре на скрипке у придв. музыканта О. Тадамото, затем в Имп. высшей школе музыки и изобразит. искусств (1903-05) в Токио. Изучал частным образом муз.-теоретич. предметы и композицию под рук. Н. Пери, одноврем. был студентом физич. ф-та Токийского университета. Прошёл курс аспирантуры (1907-09). Занимался исследованиями в области акустики и психологии муз. творчества, а также форм классич. японской музыки (нагаута, екёку и др.). С 1907 работал в Ин-те по изучению япон. нац. музыки (рук. С. Танака). Преподавал муз. предметы в театр. студии (рук. Д. Фудзидзава) и в Школе вост. музыки, а также физику и математику в гимназии в Токио. С 1910 состоял членом н.-и. отделения Имп. высшей школы музыки. С 1914 читал лекции по истории музыки в университете г. Сендай. Освоил игру на японских инструментах - сё (губной орган), гакусо (вид кото), гакубива (род бивы) и др., входивших в придв. имп. оркестр; был также знатоком классич. придв. вок. музыки (кагура-ута и др. видов) и старинных придв. танцев бугаку. С 1919 преподавал историю музыки и муз. психологию придв. оркестрантам. С 1923 профессор университета Кокугаку, с 1929 - Имп. университета изящных искусств и музыки, с 1934 - Имп. высшей школы музыки в Токио. Выезжал в науч. командировки в Центр. Китай, Корею, на о. Сахалин и др. дальневост. острова, изучал местную музыку (написал работу «Танец и песня государства на островах», 1927). В 1927 основал Об-во новой япон. музыки. С 1943 до глубокой старости был президентом Япон. общества по изучению музыки Вост. Азии (написал «Трактат о музыке Востока», 1929), состоял чл. и почётным чл. ряда др. япон. муз. обществ. Крупнейший специалист по старинной и совр. япон. музыке, Т. - основоположник япон. музыковедч. науки, учитель мн. ведущих совр. япон. музыковедов. Его осн. труды (изд. в Токио) - «О восточной музыке» (1927), «История восточной музыки» (1930), «Очерки развития японской музыки» (1935), «Музыка в Японии» (1947), «История происхождения сямисэна» (1963), «Японские музыкальные инструменты» (1964), «Японская музыка» (1966), «История азиатской музыки» (1970). Т. принадлежит также ряд работ в области муз. акустики, исследования о роли музыки в жизни совр. человека, о её осн. принципах, о музыковедении, о тональных системах и др. Дж. К. Михайлов. |