ТАНЕЕВ Александр Сергеевич [5 (17) I 1850, Петербург - 7 II 1918, там же] - русский композитор и муз.-обществ. деятель. Троюродный племянник С. И Танеева. Отец Т. - Сергей Александрович Т. (1821-1889), действит. тайный советник, управляющий царской канцелярией, увлекался музыкой, был автором ряда муз. произв. (среди них - Adagio и фуга для оркестра, струн. квартет, хоры, романсы, в т. ч. «Узник» на сл. M. Ю. Лермонтова); мать Т. - пианистка, ученица А. Л. Гензельта. Окончив Петерб. университет, Т. служил при дворе, был управляющим царской канцелярией. Муз. теорией и композицией занимался под рук. Ф. Рейхеля в Дрездене, совершенствовался У Н. А. Римского-Корсакова, пользовался советами М. А. Балакирева. Ему принадлежат произв. разных жанров, в т. ч. 2 оперы. Принимал участие в собирании рус. нар. песен, был председателем песенной комиссии Рус. географич. общества (с 1900). Балакирев сделал конц. обработки двух вальсов Т. для фп. Соч.: оперы - Месть амура (либр. T. Л. Щепкиной-Куперник, 1899, Петерб. общество муз. собраний), Метель (либ. В Я Светлова по одноим. драм. сценам Д. H. Цертелева, 1916, Мариинский театр, Петроград); для орк. - 3 симфонии (1890, 1903, 1908, опубл. 2-я), 2 сюиты, симф. картина Алеша Попович, увертюра Гамлет, Торжественный марш, 2 мазурки; 3 струн. квартета; пьесы для фп., скр. и фп., кларнета; хоры а cappella, романсы и др. ТАНЕЕВ Сергей Иванович [13 (25) XI 1856, Владимир - 6 (19) VI 1915, Дюдьково, близ Звенигорода Московской обл.; похоронен в Москве] - русский композитор, педагог, пианист, ученый, муз.-обществ. деятель. Род. в дворянской семье. Отец - Иван Ильич Т. был магистром словесности, музыкантом-любителем, автором неск. лит. произведений и муз. пьес. С 5 лет Т. обучался игре на фп. В 1866 поступил в открывшуюся в том же году Моск. консерваторию, к-рую окончил в 1875 по классам фп. у Н. Г. Рубинштейна и композиции у П. И. Чайковского (с золотой медалью). Соч. консерваторских лет (в т. ч. 1-я симфония e-moll, 1874) отмечены большим влиянием Чайковского, но уже в них ясны черты индивидуального композиторского стиля Т. Расширению кругозора Т. способствовали поездки за границу (1875, 1876-77, 1880), в т. ч. длит. пребывание в Париже, где он знакомился с живописью импрессионистов, общался с И. С. Тургеневым, Г. Флобером, Э. Золя, Ш. Гуно, К. Сен-Сансом и др. В 1878 началась многолетняя работа Т. в Моск. консерватории, где он преподавал муз.-теоретич. предметы (гармония, инструментовка, с 1881 профессор); в 1881-88 вел также класс фп. В 1883 Т. вошел в состав Комитета профессоров по управлению консерваторией, в 1885-89 был её директором. В 1883-88 вел класс свободного сочинения (композиции), позже (до 1905) - спец. теоретич. курсы: контрапункт и фуга (полифония), муз. форма (с 1897). Т. разработал уч. программы курсов гармонии, инструментовки, полифонии, муз. формы и композиции. В 80-х гг. приступил к исследованию контрапункта строгого стиля (посв. этой работе мн. годы). Большое внимание Т. уделял изучению нар. муз. творчества: записал от А. А. Гатцука и обработал 27 укр. песен; совершил путешествие в Сванетию (летом 1885), где сделал записи песен и инстр. наигрышей народов Сев. Кавказа. Статья Т. «О музыке горских татар» (1885), написанная на основе личных наблюдений, - первое историко-теоретич. исследование фольклора Кавказа. Среди соч. 80-х гг. выделяется кантата «Иоанн Дамаскин» (сл. из одноим. поэмы А. К. Толстого; посв. памяти Н. Г. Рубинштейна, 1884). В эти же годы Т. выступил первым исполнителем всех крупных фп. соч. Чайковского, с которым его связывала многолетняя дружба. После смерти Чайковского Т. завершил, оркестровал, отредактировал и исполнил ряд его произведений. Большое значение для Т. имело сближение с Л. Н. Толстым и его окружением (лето 1895 и 1896 Т. провёл в Ясной Поляне, в следующие годы неоднократно бывал здесь и в моск. доме Толстых). Произв. 90-х гг. - опера «Орестея» (замысел относится к 1882, активный период работы 1887-94), симфония c-moll (1896-98, хронологически 4-я, по изданию 1-я) знаменовали полную зрелость композиторского творчества Т. К сер. 90-х гг. складываются дружеств. отношения Т. с музыкантами петербургской школы. Н. А. Римский-Корсаков высоко оценил музыку оперы «Орестея» и симфонии c-moll, дирижировал за рубежом рядом соч. Т., посвятил ему кантату «Свитезянка» (1897); Т. в свою очередь посвятил Римскому-Корсакову 1-й струн. квинтет (в финале использованы 2 темы из «Садко»). Творч. интересы и личные симпатии связывали Т. с А. К. Глазуновым. Под упр. Глазунова впервые была исполнена посв. ему симфония c-moll; Глазунов отмечал глубокое положит. влияние на него эстетич. взглядов, творч. и науч. установок Т., назвал его «мировым учителем»; он посв. Т. свою 5-ю симфонию (1895). Немаловажным для Т. было знакомство и сближение с М. П. Беляевым: начиная со 2-го струн. квартета ор. 5 до фп. квинтета ор. 20 соч. Т. издавались фирмой Беляева; мн. произв. Т. были исполнены (зачастую впервые) в «Русских симфонических концертах «, «Русских квартетных вечерах» и на собраниях Петербургского общества камерной музыки, к деятельности которых имел непосредств. отношение Беляев (некоторые концерты целиком посв. творчеству Т.). Прогрессивные обществ. позиции Т. ярко проявились в период Революции 1905-07. Он первым подписал декларацию передовых музыкантов Москвы с требованиями коренных обществ.-политич. реформ, свободы творчества (газ. «Наши дни», 1905, 3 февраля). Т. откликнулся открытым письмом в газ. «Русь» на увольнение из Петерб. консерватории Римского-Корсакова, поддержавшего бастовавших учащихся. В 1905 обострились отношения Т. с директором Моск. консерватории В. И. Сафоновым и руководством Рус. муз. общества (разногласия носили принципиальный характер и были связаны с содержанием и формами обучения в консерватории, с имевшими место нарушениями законности, а также противоположностью позиций в оценке студенч. движения). Это привело к демонстративному уходу Т. из консерватории. Римский-Корсаков и А. К. Лядов выразили через газету сочувствие Т., а также восхищение его талантом как музыканта и педагога. Несмотря на просьбы профессоров и учащихся, Т. не вернулся в консерваторию, однако продолжал заниматься с учениками частным образом (всегда безвозмездно). Т. остался в центре муз. жизни Москвы: был одним из основателей и педагогов Нар. консерватории (1906), учредителей и активных членов общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908), участвовал в работе Музыкально- этнографической комиссии, был постоянным консультантом Московской симфонической капеллы, Кружка любителей русской музыки, «Музыкальных выставок» и др. конц. орг-ций и коллективов. Интенсивно творчество последнего десятилетия жизни Т. В эти годы создано одно из крупнейших его произв. - «По прочтении псалма» (1912-14). В 1909 вышел в свет капитальный труд Т. - «Подвижной контрапункт строгого письма» (посв. памяти Г. А. Лароша). Вновь активизировалась также деятельность Т. как пианиста. Он концертировал (исполнял фп. партии в своих камерных ансамблях) в Москве, Петербурге, а также с «Чешским квартетом» - в городах Австрии, Германии и Чехии (1908, 1911). Посетив во время конц. поездки Зальцбург и изучив рукописные материалы Дома-музея В. А. Моцарта, Т. написал статью «Содержание тетради собственноручных упражнений Моцарта в строгом контрапункте» (1914). С кон. 90-х гг. Т. работал над «Учением о каноне» (эта работа, как и некоторые др., осталась незавершённой). Т. - один из крупнейших рус. композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. В его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, Чайковского, а также И. С. Баха, композиторов венской классической школы - Моцарта и особенно Л. Бетховена. В то же время творчество Т. по тематике, жанрам, особенностям муз. языка предвосхитило существ. тенденции в муз. искусстве 20 в. Для Т. характерно единство идейно-эстетич. воззрений и творческой практики. Историзм художеств. сознания, мысль о включённости рус. искусства в мировую культуру привели его к идее «русской полифонии» (необходимость для рус. музыки пройти этап контрапунктич. развития, т. е. обработки по правилам строгого стиля нац. материала - нар. песен, культовых песнопений). Эта идея нашла воплощение в таких произв., как «Нидерландская фантазия на русскую тему» для вок. ансамбля (1880, посв. Ларошу, муз.-историч. концепции которого оказали влияние на Т.), «Увертюра на русскую тему» для оркестра (1882) и др. Выполнение подобных экспериментальных работ способствовало обогащению мастерства Т., выработке широкого мело-дич. стиля, идущего от рус. нар. мелоса. Высоких художеств. результатов достиг он в кантате «Иоанн Дамаскин». В творчестве Т. ведущим становится проблемно-философское начало: «ряд его произведений находится на грани интеллектуального становления музыки как философии» (Б. В. Асафьев). На протяжении мн. лет он питал интерес к трудам Б. Спинозы и испытал известное влияние его философии. В музыке Т. богатый духовный мир человека, драматизм переживаний отражаются обобщённо, в сдержанных тонах (особое значение приобретают медленные части циклов - adagio). T. избегал бурных, непосредств. эмоциональных порывов (отсюда известный аскетизм муз. языка). Осн. идеи ряда соч. крупных форм (обеих кантат, оперы «Орестея», хора «Восход солнца», 6-го струн. квартета, фп. квартета, фп. квинтета и др.) - апофеоз света, торжество разума, утверждение добра и справедливости. В жанрах, связанных со словом, эта идея конкретизируется в моральном, этическом плане. Такая направленность творчества перекликается с нравств. исканиями в рус. литературе того времени. Существенной и актуальной для отечеств. муз. культуры была органичная ассимиляция Т. классич. стиля. Струн. ансамбли нач. 80-х гг., в которых Т. ориентировался на стиль венских классиков, обогатили интонац. базу его музыки. Как и для ряда композиторов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. (И. Брамс, С. Франк, позже В. д'Энди, М. Регер), для Т. характерно сочетание стилевых черт романтизма и классицизма. Возрождение Т. классич. традиции в рус. музыке, как справедливо отмечал В. Г. Каратыгин, явилось продолжением и развитием одной из линий творч. наследия Глинки. Сам Т. видел источники дальнейшего прогресса искусства в нар. творчестве («прочно только то, что корнями своими гнездится в народе») и в лучших достижениях мировой культуры. Однако творчество Т. связано с муз. фольклором опосредованно, цитаты нар.-песенного материала в его соч. сравнительно редки (финал симфонии e-moll, «Увертюра на русскую тему» и др.). О связи с нар. музыкой свидетельствует проникновение куплетных форм в ряд его соч., гл. обр. хоровых («Иоанн Дамаскин», хоры a cappella). Т. переосмыслил муз. содержание некоторых жанров в рус. музыке. Он - первый рус. композитор, в творчестве которого камерно-инстр. произв. имеют ведущее, стилеобразующее значение. Им создано ок. 20 соч. этого жанра (трио, квартеты, квинтеты), среди которых до 1906 преобладали струн. квартеты, позже - ансамбли с фп. Лучшие ансамбли (струн. квартеты a-moll и B-dur, фп. квартет E-dur, фп. квинтет g-moll) с большой полнотой отражают идейно-муз. концепции Т. и являются вершинными достижениями камерно-инстр. жанра рус. музыки своего времени. Широко представленные в наследии Т. хоры a cappella возродили на новой основе одну из коренных традиций отечеств. муз. культуры 17-18 вв., почти забытую во 2-й пол. 19 в. Для камерных вок. соч. Т. характерно уменьшение роли любовной лирики (в области тематики), большое внимание теме природы, ослабление жанрово-бытовых черт; в самом муз. языке - претворение закономерностей инстр. музыки; усиление значения фп. партии (начиная с ор. 26 Т. называл свои вок. пьесы «стихотворениями для голоса с фп.»). В творчестве Т. берёт начало жанр лирико-философской кантаты в рус. музыке. Интерес композитора к нравственно-философской проблематике, к обобщающим концепциям нашёл выражение в кантатах «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» (сл. А. С. Хомякова). Кантата «Иоанн Дамаскин» - одно из вдохновенных лирич. созданий Т. В её основу положен др.-рус. напев «Со святыми упокой». Глубина содержания, обращение к вечным темам жизни и смерти, гуманистич. их трактовка, художеств. достоинства (симфонизм, полифонич. мастерство) - таковы отличит. особенности этой кантаты, своего рода «русского реквиема». Во второй кантате нашли воплощение композиторские достижения Т. в области разл. исполнительских средств и жанров: симфоническом, хоровом, вок.-ансамблевом. Это монументальное произв. привлекает возвышенностью чувств, поэтичностью, мастерством (в частности, совершенством полифонич. письма - сложные формы хор. фуги). Своё слово сказал Т. и в области оперного жанра. Его единств. опера-трилогия «Орестея» (либр. А. А. Венкстерна по Эсхилу) - уникальный в рус. муз. культуре опыт претворения антич. сюжета, воплощённого в величавых, пластически строгих муз. образах. В опере прослеживается традиция лирич. муз. трагедий К. В. Глюка, к-рая сочетается здесь с ораториальностью. Сложные масштабные концепции композитор воплощал в крупных циклич. формах (прежде всего, сонатной). Осн. принципом объединения частей в произв. зрелого периода творчества служит монотематизм. Особое значение Т. придавал интонац. единству цикла - традиция, восходящая к классич. музыке и обогащённая опытом композиторов-романтиков, симфонизма Чайковского. Впервые с художеств. убедительностью и полнотой этот муз.-драматургич. принцип воплощён в симфонии c-moll - монументальном произв. философского плана, проникнутом драм. пафосом. В этой симфонии, являющейся вершиной симф. творчества Т., получают законченное выражение характерные для композитора методы трактовки крупной инстр. формы (приёмы монотематич. объединения всего произв., а также разл. разделов внутри каждой части; непрерывность развития, достигаемая за счёт насыщения муз. ткани полифонич. элементами). На том же принципе монотематизма осн. камерно-инстр. ансамбли ор. 11, 13, 14, 16, 19, 20, 30, «Концертная сюита» для скрипки с оркестром, обе кантаты и др. С. И. Танеев. Симфония c-moll. Страница черновой партитуры В произв. Т. особое значение приобрела полифония как метод развития муз. материала, как мощное формообразующее средство. Обращение Т. к полифонии всегда обусловлено художеств. задачей. Полифонич. формы в его произв. сочетаются с вариационностью (пример вариац. трактовки вертикально-подвижного контрапункта - 1-я часть кантаты «Иоанн Дамаскин»). Особое значение приобрела у него фуга, к-рая встречается как самостоят. произв. или часть цикла (Прелюдия и фуга для фп. ор. 29; финал кантаты «Иоанн Дамаскин»; No 3, 4, 9 из кантаты «По прочтении псалма»), в составе сонатной формы (финалы квинтета ор. 16, квартета ор. 20 и др.) или вариационных циклов (квинтет ор. 14, «Концертная сюита» для скрипки с оркестром и др.; Largo из квинтета - полифонич. вариации). В соч. Т. большое место занимает контрастная полифония. Из рус. композиторов только Т. обращался к самым сложным полифонич. формам (двойные, тройные фуги и т. п.). Тематизм Т., питаясь из разл. источников, органически их синтезирует: лаконичные темы-тезисы баховского типа, широкое мелодич. развитие, близкое Чайковскому; мелодика Т. вобрала также интонации бытовой музыки. Для муз. тем зрелого периода творчества характерны потенциальная способность к развитию и полифонич. сочетанию с др. темами этого же произв., «инструментальность», насыщенность напряжённо звучащими интервалами (тритон, ум. терция, ум. септима), протяжённость, свобода от квадратности (что часто связано с полифонич. развитием). Фактура произв. складывается из сплетения самостоят. мелодич. голосов, образующих единое целое. Гармония для Т. - это не заранее обдуманная последовательность аккордов, а результат созвучия, переплетения неск. мелодич. линий. Гармонич. язык Т. впитал достижения позднего муз. романтизма. Особое значение имеют логика тонального развития, убедительность модуляц. планов. Творчество Т. отличается глубиной и содержательностью, мастерством тематич. и полифонич. развития, стройностью и законченностью формы. Однако чрезмерное увлечение сложными полифонич. комбинациями, преклонение перед «чистыми» законами муз. логики приводили в ряде произв. к рассудочности, рационализму. Музыка Т. не обладает широкой доступностью. Печать сдержанного интеллектуализма, лежащая на некоторых его соч., подчас затрудняет их восприятие. Как учёный Т. внёс огромный вклад в развитие муз. теории. Своё внимание он сосредоточил на изучении строгого стиля. В области муз. теории его достижения имеют мировое значение. «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889-1906, изд. 1909) - новаторское исследование, с исчерпывающей полнотой раскрывающее виды подвижного контрапункта. В теоретич. музыковедении впервые были приведены в стройную систему принципы вертикально-, горизонтально- и вдвойне-подвижного контрапункта; Т. ввёл важнейшее определение показателя вертикального передвижения. «Учение о каноне» (кон. 90-х - 1915) - это продолжение теории подвижного контрапункта, созданной Т. Для Т. характерен целостный подход к муз. произв., он выявляет связь между муз. тематизмом и формой, формообразующее значение полифонии, гармонии (теория модуляц. плана). Т. - один из крупнейших пианистов своего времени. Его репертуар свидетельствует о просветит. направленности исполнит. деятельности: отсутствие виртуозных пьес «салонного» типа (для 70-80-х гг. это не типичное явление), исполнение (часто впервые) вы-сокохудожеств. произв. (Т. был одним из лучших интерпретаторов 4-го концерта для фп. с оркестром и сонат Бетховена), пропаганда новых соч. рус. композиторов, прежде всего Чайковского, а также А. С. Аренского. В игре Т. современники отмечали высокую содержательность, глубокое проникновение в авторский замысел, раскрытие стиля и муз. закономерностей произв., яркий темперамент, технич. совершенство. Т. был выдающимся ансамблистом, выступал с Л. С. Ауэром, Г. Венявским, А. В. Вержбиловичем, А. Зенкра, исполняя фп. партии в соч. Бетховена, Чайковского, а также собственных. Иногда он играл в фп. дуэтах с А. И. Зилоти, П. А. Пабстом (это - один из первых значит. ансамблей такого рода в России). Т. концертировал сравнительно редко, особенно в последние годы жизни, но его выступления всегда вызывали большой художеств. резонанс. Артистич. опыт Т. имел особое значение для сложившейся впоследствии традиции исполнения фп. соч. Чайковского. В области фп. педагогики Т. был непосредств. преемником и продолжателем Н. Г. Рубинштейна. Среди учеников Т. - А. Н. Корещенко, Н. М. Мазурина, М. И. Унтилова. Роль его в формировании моск. пианистич. школы не исчерпывается преподават. деятельностью. Велико было воздействие пианизма Т. на обучавшихся в его теоретич. классах композиторов, на создававшиеся ими фп. сочинения. Т. внёс ценный вклад в дело проф. муз. образования. Его педагогич. деятельность имела два осн. направления: преподавание обязат. теоретич. предметов у исполнителей и воспитание в муз.-теоретич. классах композиторов. Опираясь на педагогич. опыт Чайковского, он обогатил содержание и методику курсов гармонии и инструментовки. В классе сочинения, добиваясь от ученика прочного владения композиторской техникой, Т. в то же время не сковывал его индивидуальности. Основополагающей установкой Т. было требование высокого уровня муз.-теоретич. подготовки учащихся всех специальностей. Ценнейший вклад внёс Т. в методику преподавания курсов контрапункта и фуги (полифонии) и муз. формы, где его достижения как педагога и учёного неразрывны. Т. обеспечил теоретич. курсы научно-методич. пособиями, проделал важную работу по установлению наиболее целесообразного соотношения и последовательности предметов муз.-теоретич. цикла и композиции. Т. связывал овладение муз.-теоретич. дисциплинами с уровнем композиторского мастерства. Мастерство «получило у него значение, превышающее границы узко-ремесленно-технической работы […] и содержало в себе, наряду с практическими данными о том, как воплощать и строить музыку, логические исследования элементов музыки как мышления» (Б. В. Асафьев). Т. создал композиторскую школу, а также воспитал мн. музыковедов, дирижёров, педагогов. Среди его уч-ков - С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, С. М. Ляпунов, З. П. Палиашвили, Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, А. Н. Александров, К. С. Сараджев, И. А. Сац, В. А. Булычев, Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский, Ю. Д. Энгель, Н. М. Ладухин. Будучи директором Моск. консерватории, Т. ставил и решал важнейшие задачи муз. образования. Его многообразная педагогич. деятельность способствовала росту рус. муз. культуры. В целом творчество Т. - важный этап в истории рус. музыки. Многие черты муз. мышления и стиля Т. были развиты не только его учениками, но нашли претворение в творчестве композиторов последующих десятилетий - Н. Я. Мясковского, В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича. Основные даты жизни и деятельности 1856. - 13 XI. В г. Владимире в семье чиновника Губернской палаты Ивана Ильича Т. и его жены Варвары Павловны (урожд. Протопоповой) род. младший сын Сергей. 1861. - Занятия игрой на фп. под рук. М. А. Миропольской (позже - В. И. Полянской). 1864 или 1865. - Переезд семьи в Москву. 1866. - IX. Поступление в только что открывшуюся Моск. консерваторию; занятия на младшем отделении (до 1869; классы фп., элементарной теории и сольфеджио) у Э. Л. Лангера. 1869-75. Занятия в классах гармонии - у П. И. Чайковского, фп. - у Н. Г. Рубинштейна, контрапункта, фуги и формы - у Н. А. Губерта, инструментовки и свободного сочинения - у П. И. Чайковского. 1874. - Первое публичное выступление как пианиста на муз. вечере в доме кн. Голицына. 1875. - 17 I. Исп. Т. 1-го концерта для фп. с оркестром Брамса (впервые в России; дир. Н. Г. Рубинштейн). - 19 1. Рецензия Чайковского в газ. «Русские ведомости» (высокая оценка игры Т.) - Окончание Моск. консерватории (с золотой медалью) по классам фп. и композиции (выпускная работа по композиции - увертюра d-moll для оркестра). - VI-VII. Первая поездка за границу (Греция, Италия, Франция, Швейцария) совм. с Н. Г. Рубинштейном. - 21 XI. Исп. Т. 1-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (впервые в Москве; дир. Н. Г. Рубинштейн). - 30 XI. Рецензия Чайковского в газ. «Русские ведомости» (высокая оценка). 1875-76. - Конц. выступления Т. в ряде городов России (сольные и в ансамбле с Л. С. Ауэром). - Знакомство и встречи с А. Г. Рубинштейном, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи и др. петерб. музыкантами. 1876. - Лето. Пребывание в с. Селище Орловской губ. в семье Масловых, в доме которых собиралось высокообразованное общество; участие (до 90-х гг.) в рукописном юмористич. журн. «Захолустье», выпускаемом Масловыми (помещены романсы, вок. ансамбли, фп. пьесы). 1876 X - 1877 VI. - Пребывание в Париже. Общение с И. С. Тургеневым, M. E. Салтыковым-Щедриным, Ш. Гуно, К. Сен-Сансом, С. Франком, Г. Форе, В. д'Энди, Г. Флобером, Э. Золя, И. Тэном, П. Виардо-Гарсиа и др. 1877. - Замысел оперы «Ефраим» (либр. К. С. Шиловского, материалы не сохранились). 1877-78. - Конц. выступления Т. (сольные, с оркестром под упр. Н. Г. Рубинштейна, в ансамбле с Г. Венявским) в Москве и Риге. 1878. - III. Сольные концерты Т. (в программе произв. И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа) в Риге, Митаве (ныне Елгава), Дерпте (ныне Тарту). - X. Начало педагогич. работы в Моск. консерватории (классы гармонии, инструментовки). - 21 XII. Первое публичное исп. соч. Т. (хор «Венеция ночью») в концерте Рус. хор. общества в Москве. 1879. - Участие в подготовке первого исп. оперы «Евгений Онегин» силами учащихся Моск. консерватории. 1880. - 8 VI. Исп. на торжествах по случаю открытия памятника А. С. Пушкину в Москве кантаты Т. «Я памятник себе воздвиг» - VI-VIII. Пребывание во Франции. 1881. - 30 V. Избрание Т. на должность профессора Моск. консерватории (класс фп., до 1888). - 7 XI. Выступление Т. в симф. концерте под упр. А. Г. Рубинштейна (4-й концерт Бетховена). - Выход в свет первых изданных соч. Т. - 3 хоров для муж. голосов. 1882. - 18 V. Первое исп. Т. 2-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (дир. А. Г. Рубинштейн, Москва) - 13 VI. Первое исп. «Увертюры на русскую тему» Т. (под упр. автора, Москва). - X-XI. Участие в первом исп. в Москве и Петербурге трио «Памяти великого художника» Чайковского. 1883. - II. Избрание Т. в состав Комитета профессоров по управлению консерваторией (до 1885). 1884. - 11 III. Первое исп. кантаты «Иоанн Дамаскин» (под упр. автора, в концерте, посв. памяти Н. Г. Рубинштейна). - Замысел оперы «Овечий источник» (по драме Лопе де Вега; сохранилось либр.). 1885. - 26 I. Первое исп. 3-й симфонии d-moll (под упр. автора) - V. Исп. Т. на торжествах по случаю открытия памятника М. И. Глинке в Смоленске «Русской фантазии» для фп. с оркестром Направника (дир. М. А. Балакирев). - Знакомство в Смоленске с А. К. Глазуновым. - 30 V. Избрание Т. на пост директора Моск. консерватории. - VII-VIII. Участие Т. (совм. с И. И. Иванюковым и M. M. Ковалевским) в экспедиции в Сванетию (сделаны записи и описания песен и инстр. наигрышей народов Кавказа). - XII. Выступления Т. в камерных концертах с А. Зенкра, Л. С. Ауэром, К. Ю. Давыдовым (Москва). 1886. - Исп. учащимися Моск. консерватории под упр. Т. ораторий Г. Ф. Генделя «Самсон» (5 III) и «Израиль в Египте» (7 XII). 1887. - 4 и 6 XII. Исп. учащимися консерватории под упр. Т. 1-го акта оперы «Дон Жуан». - Начало систематич. работы над оперой «Орестея». 1888. - 6, 8, 12 IV. Исп. учащимися консерватории под упр. Т. оперы «Свадьба Фигаро». 1889. - 30 V. Отказ от должности директора Моск. консерватории. - Осень. Начало систематич. работы над трудом «Подвижной контрапункт строгого письма». - 15 X. Избрание Т. действит. чл. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. - 28 X. Первое исп. увертюры «Орестея» (под упр. Чайковского). 1890. - 11 II. Исп. А. И. Зилоти и Т. концерта для 2 фп. Es-dur Моцарта с каденциями Т. (дир. В. И. Сафонов, Москва). - 10 III. Исп. Т. 5-го концерта для фп. с оркестром Бетховена (дир. M. M. Ипполитов-Иванов, Москва). 1891. - 30 XI. Исп. Т. 25-го концерта для фп. с оркестром C-dur Моцарта (впервые в России, дир. Сафонов). 1893. - III. Показ руководству Мариинского театра, в т. ч. Э. Ф. Направнику, оперы «Орестея». - 25 X. Смерть П. И. Чайковского. - XII. Инструментовка дуэта «Ромео и Джульетта» Чайковского. 1895. - 7 I. Первое исп. Т. 3-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (дир. Направник, Петербург) - Лето. Пребывание в Ясной Поляне у Л. Н. Толстого, знакомство с А. П. Чеховым, худ. Н. А. Касаткиным. - 17 X. Премьера оперы «Орестея» (Мариинский театр, Петербург). 1896. - 8 II. Первое исп. Т. Andante и финала для фп. с оркестром Чайковского (инструментованы Т.; дир. Ф. М. Блумен-фельд, Петербург). - Лето. Пребывание с няней П. В. Чижовой в Ясной Поляне. - Начало изд. соч. Т. издательством М. П. Беляева (2-й струн. квартет). 1897. - IX. Начало деятельности Т. в комиссии нар. музыки при Об-ве любителей естествознания, антропологии и этнографии. - 11. X. Исполнение Чешским квартетом в Москве 2-го струн. квартета. 1898. - 21 III. Первое исп. 4-й симфонии (по изданию - 1-я; дир. Глазунов, Петербург). 1898-1902. - Исп. ряда произв. Т. за рубежом (увертюры «Орестея» - в Бирмингеме, антракта из»Орестеи» - в Брюсселе, 1-го струн. квартета - в Гейдельберге, хора «Восход солнца», 2-го струн. квартета - в Нью-Йорке). 1900. - IX-X. Первое исполнение Чешским квартетом 4-го струн. квартета (Рига-Берлин). 1903. - IX. Поездка в Германию, встречи с А. Никишем. 1904. - IX. Исп. 4-й симфонии в Нью-Йорке. - Замысел оперы «Портрет» по Н. В. Гоголю (материалы не сохранились). 1905. - 11 I. Подписание Т. декларации передовых музыкантов Москвы с требованием демократич. свобод. - 16 I. Исп. Т. «Концертной фантазии» для фп. с оркестром Чайковского (дир. С. В. Рахманинов, Москва). - 3 IX. Уход Т. из Моск. консерватории. - Обращение художеств. совета консерватории к Т. с просьбой вернуться. - 18 X. Написание Т. приветствия музыкантов деятелям революции (первым подписался под ним). - 15 XI. Избрание Т. почётным чл. Моск. филармонич. общества. - Присуждение Т. Глинкинской пр. за увертюру «Орестея». 1906. - Весна. Участие Т. в организации Нар. консерватории. - Присуждение Т. Глинкинской пр. за 4-ю симфонию c-moll. 1907. - 8 и 14 XI. Первое исп. фп. квартета (с участием автора; Москва и Петербург). - Присуждение Т. Глинкинской пр. за фп. квартет. 1908. - II III. Конц. выступления Т. в Ярославле, Харькове, Казани. - 9 IV. Избрание Т. почётным чл. Петерб. общества камерной музыки. - 26 XI - 14 XII. Концерты в Берлине, Вене, Праге, посв. камерно-инстр. творчеству Т. (Чешский квартет и автор). - Участие Т. в организации общества «Муз.-теоретич. библиотека». - Присуждение Т. Глинкинской пр. за фп. трио. 1909. - 12 XI. Избрание Т. почётным чл. Петерб. отделения Рус. муз. общества. 1910. - Присуждение Т. Глинкинской пр. за «Концертную сюиту» для скрипки с оркестром. 1911. - XI-XII. Исполнение фп. квинтета в Берлине, Дюссельдорфе, Франкфурте-на-Майне, Лейпциге и др. (в осн. с участием автора). - Исп. ряда произв. Т. в Праге. - XII. Пребывание Т. в Зальцбурге, изучение материалов Дома-музея Моцарта. 1912. - 13 X. Избрание Т. почётным чл. общества «Муз.-теоретич. библиотека». - Включение Т. в состав комиссии по подготовке издания Собр. критич. статей Г. А. Лароша. - Присуждение Т. Глинкинской пр. за фп. квинтет. 1913. - 27 I. Избрание Т. почётным чл. Моск. отделения Рус. муз. общества. - 18, 19 и 21 XI. Цикл концертов, посв. камерно-инстр. творчеству Т. (организован Кусевицким, Москва). 1914. - 20 IV. Концерт Об-ва камерной музыки, посв. творчеству Т. 1915. - 24 I. Исп. 4-й симфонии в концерте Рус. муз. общества (дир. Глазунов, Петроград) - 26 I. Последнее выступление Т. (концерт Об-ва распространения камерной музыки, посв. творчеству Т.; исп. фп. трио, фп. квинтет, а также романсы). - Первое исп. кантаты «По прочтении псалма» (дир. Кусевицкий) в Петрограде (11 III) и Москве (1 IV). - 14 IV. Смерть А. Н. Скрябина, на похоронах которого Т. простудился. - 2 VI. Отъезд в Дюдьково в период временного улучшения здоровья. - 6 VI. Смерть Т. в Дюдьково. - 10 VI. Похороны на кладбище Донского монастыря в Москве (в 1937 останки Т. перенесены на Новодевичье кладбище). Соч.: опера Орестея (без op., 1894, пост. 1895, Мариинский театр, Петербург); кантаты - Слава Н. Г. Рубинштейну (сл. И. В. Самарина, для солистов, хора и орк., без op., 1874), Я памятник себе воздвиг (сл. А. С. Пушкина, для хора и орк., без op., 1880), Иоанн Дамаскин (сл. А. К. Толстого, для хора и орк., ор. 1, 1884), По прочтении псалма (сл. А. С. Хомякова, для солистов, хора и орк., ор. 36, 1915); для орк. - симфонии (1-я, e-moll, без op., 1874; 2-я, B-dur, без op., 1877-78, не оконч., завершена В. М. Блоком, 1974; 3-я, d-moll, без op., 1884; 4-я, c-moll, op. 12, 1898), увертюры (g-moll, без op., 1874; d-moll, без op., 1875; Увертюра на русскую тему, без op., 1882; Орестея, ор. 6, 1889), Adagio C-dur (без op., 1874); для инструмента с орк. - концерт для фп. Es-dur (1-я ч., без op., 1875-76, завершён П. А. Ламмом, 1957), Канцона для кларнета (со струн. орк., без op., 1883), Концертная сюита для скр. (ор. 28, 1909); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. a-moll (без op., 1911), трио (для скр., альта и влч. D-dur, без op., 1880, и h-moll, без op., 1913; для 2 скр. и альта, D-dur, op. 21, 1907; фортепьянное, D-dur, op. 22, 1908; для скр., альта и тенор-виолы, Es-dur, op. 31, 1911), струн. квартеты (Es-dur, без op., 1880; C-dur, без op., 1883; A-dur, без op., 1883; d-moll, без op., 1886, во 2-й ред.- 3-й, op. 7, 1896; 1-й, b-moll, op. 4, 1890; 2-й, C-dur, op. 5, 1895; 4-й, a-moll, op. 11, 1899; 5-й, A-dur, op. 13, 1903; 6-й, B-dur, op. 19, 1905; G-dur, без op., 1905), фп. квартет E-dur (op. 20, 1906), квинтеты (1-й струн. - для 2 скр., альта и 2 влч., G-dur, op. 14,1901; 2-й струн. - для 2 скр., 2 альтов и влч., C-dur, op. 16, 1904; фортепьянный, g-moll, op. 30, 1911), Andante для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов и 2 валторн (без op., 1883); для фп. - соната Es-dur (1-я ч., без op., 1873-74), 5 скерцо (es-moll, d-moll, C-dur, F-dur, g-moll; без op., 1874-75), тема с вариациями c-moll (без op., 1874), 3 прелюдии (сохранилась 1-я, F-dur, 1891), Прелюдия и фуга gis-moll (op. 29, 1910); хoры a cappella (св. 40), в т. ч. 3 для муж. гол., сл. А. А. Фета, А. В. Кольцова (без op., 1877, 1880), Нидерландская фантазия (без op., 1880), Восход солнца и Из края в край (сл. Ф. И. Тютчева, ор. 8, 1897 и ор. 10, 1899), 2 на сл. А. С. Хомякова (ор. 15, 1900), 12 на сл. Я. П. Полонского (ор. 27, 1909), 16 на сл. К. Д. Бальмонта (ор. 35, 1913); камерно-вок. ансамбли с фп. (св. 10) - дуэты на сл. В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Тютчева, Фета, терцет (ор. 25, 1881, 2-я ред. 1908); камерно-вок. ансамбли a cappella (св. 10) - терцеты на сл. Г. Р. Державина, Пушкина, Тютчева; для голоса с фп. - 10 романсов на сл. П. Б. Шелли (в пер. К. Бальмонта), А. К. Толстого, Фета и др. (ор. 17, разные гг., изд. 1905), Иммортели (10 стихотворений из сб. переводов Эллиса, ор. 26, 1908), 4, 5 и 7 стихотворений, сл. Полонского (ор. 32, 33 и 34, 1911-1912), романсы (на сл. Жуковского, А. А. Курсинского, собственные); обр. нар. песен - русская и 27 украинских народных песен (запись и обработка, 1880-е гг.), 8 малорусских песен из собр. Н. А. Янчука (гармонизация, 1912); доработка, редакция, инструментовка, перелож. для фп. произв. др. авторов - 3-й концерт для фп. с орк. и Экспромт (доработка), Andante и финал для фп. с орк. и вок. дуэт Ромео и Джульетта (доработка и инструментовка), романсы (в т. ч. «Ни слова, о друг мой», «Страшная минута») и вок. ансамбли (инструментовка) Чайковского (1890-е гг.), баллада «Лесной царь…» и кантата «Гимн искусству» Аренского, балет «Щелкунчик» и опера «Иоланта» Чайковского и др. (клавираусцуги), перелож. для фп. в 4 руки симфоний - Аренского (1-я), Глазунова (5-я), Чайковского (4-я, 5-я). Лит. соч.: О музыке горских татар, в очерке: Иванюков И. и Ковалевекий М., У подошвы Эльбруса, «Вестник Европы», 1886, кн. 1, то же, в сб.: Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856-1946, Сб. статей и материалов к 90-летию со дня рождения, под ред. Вл. Протопопова, М.-Л., 1947; Московская консерватория и её управление, «Русские ведомости», 1905, 4 марта; Назревшие вопросы наших консерваторий, «РМГ», 1905, No 11; По поводу постановления дирекции Имп. русского музыкального общества от 19 марта 1905 [об увольнении Н. А. Римского-Корсакова из Петербургской консерватории], «Русь», 1905, 11 апр.; [Заявление о выходе из состава профессоров Моск. консерватории], «Русские ведомости», 1905, 4 сент.; [Ответ на письмо профессоров и преподавателей Моск. консерватории], там же, 1905, 8 окт.; [Ответ на адрес учащихся Моск. консерватории], там же, 1905, 12 окт.; [Отказ от участия в концертах С. А. Кусевицкого], там же, 1910, 15 сент.; Подвижной контрапункт строгого письма, [Лейпциг, 1909], 2 под ред. С. С. Богатырёва, М., 1959; Из «Дневников» С. И. Танеева, в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924 [за 1896 г.] и в сб.: Сергей Иванович Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М. -Л., 1925 [за 1895 г.]; Der Inhalt des Arbeitsheftes von W. A. Mozarts eigenhändig geschriebenen Ьbungen mit den Unterweisungen durch seinen Vater im strengen Кontrapunkt und reinen Satz (41 Blätter Querformat gebunden). Verfasst von S. I. Tanejew, Salzburg, 1914 (рус. пер. - Содержание тетради собственноручных упражнений Моцарта в строгом контрапункте, в сб.: Памяти Сергея Ивановича Танеева…, М.-Л., 1947); [Анализ модуляций в сонатах Бетховена], в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927, с. 191-204; Учение о каноне (кн. подготовлена и изд. В. М. Беляевым), М., 1929; Из консерваторских лекций, «СМ», 1953, No 1; Разбор начальных номеров h-moll'ной мессы Баха, в кн.: С. И. Танеев. Из научно-педагогического наследия, сост. и ред. Ф. Арзаманов и Л. Корабельникова, М., 1967; Тезисы лекции о двойной фуге, там же; Фрагмент из варианта Вступления к книге «Подвижной контрапункт строгого письма», там же; Учебные программы музыкально-теоретических курсов, там же; Отзыв о музыкальных инструментах А. А. Эрарского, в ст.: Корабельникова Л., Забытое имя, «МЖ», 1971, No 21. Письма. [Письма к Е. О. Гунсту], в ст.: Гунст Евг., Из воспоминаний и переписки с С. И. Танеевым, «Музыка», 1915, 31 окт., 21 ноября; Из письма С. И. Танеева к А. М. Авраамову, там же, 21 ноября; Чайковский М., Письма П. И. Чайковского и С. И. Танеева, М., [1916], то же в кн.: Чайковский П. И. и Танеев С. И. Письма, М., 1951; Неопубликованное письмо С. И. Танеева [к Л. В. Николаеву], «СМ», 1936, No 6; Письма С. И. Танеева к H. H. Амани, там же, 1940, No 7; Из писем к А. Н. Скрябину, в сб.: Александр Николаевич Скрябин. 1915-1940, М.-Л., 1940; Из архива К. Н. Игумнова. [Письмо к К. Н. Игумнову], «СМ», 1946, No 1; Переписка С. И. Танеева с М. А. Дейша-Сионицкой, в сб.: Памяти С. И. Танеева…, М.-Л., 1947; Несколько писем С. И. Танеева по музыкально-теоретическим вопросам [к Н. Н. Амани, А. В. Станчинскому], в сб.: С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1, М., 1952; Переписка С. И. Танеева с Н. А. Римским-Корсаковым, Н. Н. Римской-Корсаковой, А. Н. Римским-Корсаковым, там же; Переписка С. И. Танеева с А. С. Аренским, там же; Письма С. И. Танеева к А. Б. Гольденвейзеру, там же; Новые материалы о С. Танееве. [Из письма к В. Л. Метцлю, письмо к Д. С. Шору], «СМ», 1955, No 7; Письма С. И. Танеева к К. Гофману, в кн.: Гинзбург Л., Гануш Виган и Чешский квартет, М., 1955; Новые материалы С. Танеева. [Письмо к В. В. Пасхалову], «СМ», 1959, No 9; Письма С. И. Танеева к П. Н. Ренчицкому, в сб.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962; [Письмо к А. В. Оссовскому], в сб.: Театр и музыка. Документы и материалы, М.-Л., 1963. |