ТАНСМАН (Tansman) Александер (р. 12 VI 1897, Лодзь) - польский композитор, дирижёр и пианист (живёт за рубежом). Учился у В. Гавроньского и К. Лютекга (фп.), у Н. Подкаминера (гармония, контрапункт) в Лодзи (1902-14), затем у П. Рытеля (композиция) и Г. Мельцера в Варшаве, где одновременно изучал право в университете (с 1914). Ранние произв. Т. - фантазия для скрипки и фп. и соната для фп. получили в 1919 1-ю и 2-ю пр. на 1-м конкурсе композиторов в Варшаве. В том же году Т. выехал в Вену, ок. 1920 поселился в Париже (в 1941-46 жил в Лос-Анджелесе). Выступал как пианист и дирижёр (в т. ч. с собств. соч.) в муз. центрах Европы, в США, Канаде, а также в странах Африки и Дальнего Востока, на Филиппинах и Гавайских о-вах. Один из популярных в 30-40-х гг. польских композиторов за рубежом. В произв. раннего периода творчества прослеживаются нац. традиции (влияние соч. Ф. Шопена, К. Шимановского, а также польского муз. фольклора), позднее на него оказала воздействие музыка М. Равеля, И. Ф. Стравинского (раннего периода творчества), членов «Шестёрки», особенно А. Онеггера. Для зрелого периода творчества Т. характерны синтез особенностей музыки различных французский композиторов, оставшихся вне влияния А. Шёнберга и его последователей, яркая инструментовка, красочная гармония (часто применял политональность), а также использование элементов джаза. В некоторых произв. Т. сочетает приёмы политональной музыки и атональной музыки с мелодикой польского фольклора, использует традиц. польские танц. формы (мазурка). В 60-70-е гг. обратился к религ. тематике. Автор инструктивных фп. сочинений, в т. ч. пьес для детей и для юношества (46 и 34 пьесы - 2 сборника по 4 тетради). Т. принадлежат статьи в журн. «Muzyka». Соч.: оперы - Курдская ночь (La Nuit kurde, лирич. драма, 1927, Парижское радио), Золотое руно (La Toison d'or, комич. опера, 1938, исп. 1947, Парижское радио), Присяга (Le Serment, по О. Бальзаку 1953; 1955, Брюссель), Савватей Левий, лжемессия (Sabbataп Levi, le faux Messie, лирич. «фреска», 1961, Париж), Бобольский соловей (Le Rossignol de Boboli, 1965, фестиваль, Ницца); балеты - Секстет (Sextuor, 1 д., 1923, Берлин), Люмьеры (1928), Большой город (La Grande ville, 1932, Кёльн), Старьё (Bric-а-brac, соч. 1936; 1956, Лион), Король, который играет с огнём (Le Roi qui jouait le tou, 1947), Новое платье короля (Les habits neufs du roi, 1 д., по X. К. Андерсену, 1959, Венеция), Воскресение (Resurrection, по Л. Н. Толстому, 1962, Ницца); для солиста, хора и орк. - oратория Пророк Исайя (Isaie, le Prophete, 1951), псалм (1961); для орк. - 8 симфоний (1917, 1926, 1931, 1939, 1943; 6-я, In memoriam, с хором, 1945; 1947, 1955), симфониетта (1924), увертюра (1926), Триптих для струн. орк. (1930), концерт (1954), 4 польских танца (1931), Еврейская рапсодия (Rapsodie hebraique, для камерного орк., 1937), Польская рапсодия (Rapsodi polonaise, 1941), сюита Барокко (Suite baroque, 1958), 6 этюдов (1943, 2-я ред. 1961), 4 «эссе» (1968), Посвящение Эразму Роттердамскому (Hommage а Erasme de Rotterdam, 1969), Памяти И. Стравинского (In memoriam I. Stravinsky, 1972) и др. пьесы, камерная симфония (1960) и Диптих (1969) для камерного орк.; для инструмента с орк. - концерты (2 для фп. - 1925, 1926, 2-й посв. Ч. Чаплину; для скр., 1937; для альта, 1936; для влч., 1962; для кларнета, 1955; гитары, 1946), концертино (для фп., 1935; для гитары, 1959; флейты, 1968; фантазия для фп. 1935); камерно-инстр. ансамбли - фантазия для скр. и фп. (1920), 2 фп. трио (1916, 1937), 2 струн. трио (1926, 1937), трио для духовых (1959), 8 струн. квартетов (1922-55), квинтет для флейты, скр., альта, влч. и арфы (1954), струн. секстет (1940), секстет для духовых (1937); для хора с орк. - 5 поэм, пролог и кантата (для хора девочек, 1956), псалмы по Экклезиасту; для фп. - 5 сонат, сонатины, сюиты, 24 интермеццо, польские танцы, 11 интерлюдий (1955) и др. пьесы; пьесы для гитары; песни, в т. ч. цикл 8 японских мелодии (Huit melodies japanaises, на франц. и польск. яз.) и др.; музыка для театра и кино. Лит. соч.: О mej tworczosci artystycznej, «Muzyka», 1926, No 5; Igor Stravinsky, P., 1948; Muzyka jest jak drzewo-mowi, «Przekroj», 1978, 16 lipca. |