ТАНЗАНИЙСКАЯ МУЗЫКА. Т. м. сочетает разнообразные творч. и исполнит. традиции многочисл. народностей (относящихся гл. обр. к восточным банту) и племён, населяющих Танзанию. Музыке принадлежит большая роль в жизни танзанийских общин, она связана со многими повседневными обычаями и корнями уходит в глубь веков. Музыка сопровождает трудовые процессы, праздничные церемонии, религ. обряды, ритуал инициации («посвящение» в мужчины или женщины). Иск-во танзанийцев, как и многих др. афр. народов, синкретично: обычно танец сочетается с пением (преим. хоровым) и инстр. аккомпанементом (в основном барабаны, к которым иногда присоединяются и др. инструменты). Бытуют как смешанные, так и раздельные (только для женщин или мужчин) танцы. Общины имеют свои танц. «клубы». Напр., у народа ваньяса они существуют в каждой деревне. Своеобразны и самобытны муз. традиции мн. народностей. У народов вагого, васукума, бвали, бондей, пангва и др. напевы основаны на пентатонике; наиболее распространённый метр 6/8. Интересна многогол. музыка, представленная гл. обр. хор. пением народа вагого. Во время исполнения активно взаимодействуют ведущий, солист и хор; голоса хора то образуют полифонич. ткань (порой хор делится на 4 самостоят. группы), то дублируют (в кварту пли квинту) осн. мелодию. Пение сопровождается барабанами (у вагого на них играют женщины), иногда флейтами, трубами, трещотками и свистками. Тематика сочинений большей частью связана с социальными проблемами, реже - лирическая. У народов ниндо и мсуньюнхо существуют сложные, содержащие много условностей правила сочинения и исп. хор. песен (в отношении расположения муж. и жен. частей хора, гокетной техники пения). Исполнители должны обладать отличной памятью, т. к. сочинения ниндо обычно длинные, разучиваются «с голоса» (музыка бытует лишь в устной традиции). В обязанности руководителя таких хор. групп входят сочинение очередного напева и подбор ансамбля (причём строго соблюдается условие принадлежности каждого певца к данной деревне, чтобы новая песня не прозвучала в др. деревне раньше). «Клубы» ниндо создаются в основном для развлечения и отдыха, но их члены участвуют также в фестивалях, обществ. акциях (свадьба, похороны и др.). Развитые традиции отличают музыку народа васукума, у которого существуют разл. муз. общины - Бафуму, Багалу и др. Каждая из общин имеет свои об-ряды, татуировку, маски, костюмы, песни и танцы. Песни состоят из длинных фраз, могут закончиться на любом звуке. В церемониалах васукума зачастую используют барабаны. Спец. барабаны лугайа возвещают о смерти вождя (когда его тело предаётся земле, инструменты кладутся набок), барабаны итемело - о вхождении в полномочия нового вождя (этот церемониал сопровождается также воен. песнями и танцами). Песни каждой народности отличаются друг от друга ладовой окраской, структурой, способами изложения. Для народов чага и ваньятуру характерны смешанные хоры (мелодии поются в октаву). Их песни строятся по принципу: запев (вопрос) - ответ (ритмически более организован, сопровождается хлопками). У бвали, бондей и пангва фразы запева и ответа довольно длинные. В песнях маконде ответ служит продолжением запева, у мба и нгиндо они почти не отличаются друг от друга, у ваньирамба запев всегда короче ответа. Для песен нгиндо типичны 7-ступенный звукоряд, размер 3/4, диапазон не шире октавы, причём песня может окончиться (как и у васукума) на любой ступени. В хорах масаи часть исполнителей попеременно с солистом ведут мелодич. линию, другие создают выдержанный фон, своего рода остинато. У нгуу некоторые песни, в т. ч. так наз. сейяло, поются параллельными терциями или секундами. Хор. песни вахехе отличает богатый выбор интервалов в дублировке (лад 7-ступенный). Песни ваньянсу и ваньирамба часто сопровождаются трубами (бамбуковыми или из тыкв). В хор. песнях лугуру мелодич. линия обычно поручена двум голосам (второй голос дублирует её в терцию, кварту, сексту и даже септиму). Зачастую пение сопровождается флейтовыми ансамблями - мбета. Выразительно пение сандаве (мигрировали из Юж. Африки и говорят на койсанских яз.). Они широко применяют фальцет, переходы из одного регистра в другой, напоминающие австр. йодль, пение с закрытым ртом, шёпот; в качестве аккомпанирующего инструмента обычно используется цитра. У многих народов Танзании выразительны обряды, совершаемые во время похорон, напр. ритуал «Фика я нгомо» у самбаа, связанный с культом предков (совершается через день или через 4 дня после смерти одного из членов общины и продолжается до 4 часов), похоронный обряд у ваньякьюса и др. Своеобразен ритуал, посвящённый полнолунию. Для проведения религ. церемоний и празднеств у ряда народов, в т. ч. сонджо, в центре деревни имеется спец. площадка, где выступают хор. группы, танцоры. Богат муз. инструментарий Танзании (ещё в кон. 19 в. английский музыковед П. Кольман составил подробное описание группы инструментов, распространённых у вашаши). Струнные варьируются от примитивного земляного лука (бубумзинга) и простейшего инструмента типа лука с резонатором из тыквы, по струне которого ударяют небольшой палочкой (у ватенде он наз. нтоно, у васукума - ндоно), до зезе - смычкового инструмента типа скрипки, имеющего 2 (настройка в малую терцию) или 4 струны. Зезе обычно сопровождает пение. Этот инструмент широко бытует по всей Танзании. Из щипковых известны 8-струн. цитра литунгу (на севере страны), 8-струн. цитра с резонатором - энанга (на северо-западе), разл. виды простейших лир и арф. В группе дух. инструментов выделяется прежде всего семейство труб - барагуму, изготовляющихся из рогов антилопы и домашних животных (в прошлом применялись в разл. церемониях, ныне используются для аккомпанемента танцам и песням; иногда - в ансамбле из 3-5 инструментов). Имеются также трубы: деревянные - мбута, из тыкв - танинга (у ваньясанзу), металлические (у вазарамо). В прибрежных р-нах Танзании часто встречается инструмент араб. происхождения с двойным язычком и широким конич. раструбом - нзумари (зумари). Своеобразны инструменты лиланди и липененга. В корпус лиланди, сделанный из соединённых между собой тыкв (меньших в верхней части и более широких в нижней), вливается немного воды. Звук, извлекаемый вдуванием воздуха в корпус (игра на лиланди требует больших физич. усилий), - низкий, воспринимается как нечто мистическое. Необычен способ игры на липененге: в корпус (также из тыквы) не просто вдувают воздух, а поют, при этом звук сильно модифицируется. Широко известны флейты - бамбуковые и тростниковые (филимби), свистки, которые иногда объединяются в ансамбли (используется принцип гокета). На западе Танзании у бахайя распространены ансамбли духовых - икондере (включают до 5-6 музыкантов), исполняющие в сопровождении барабанов сложную многогол. музыку. Среди ударных важнейшее место занимают барабаны (нгома), различающиеся своими функциями и техникой исполнения. Барабаны являлись средством передачи информации, а также непременным участником церемониалов (барабаны вождя), ныне возросла их чисто музыкальная роль. Встречается набор барабанов разной настройки (у вазарамо), на которых играет группа исполнителей или виртуоз (напр., знаменитый слепой барабанщик Моррис Мньюньюса, играющий на 12-15 барабанах одновременно). Распространены также ксилофоны разных размеров и строев, на деревянной раме, в виде коробки или на ремнях (у вазарамо и нгони название этого инструмента маримба; у ваньякьюса - лимба кубва, или мангоронгондо; у вавера - мангуви-ла). Вазарамо предпочитают дуэты ксилофонистов: один играет на маримба я куанза (инструмент с 9 пластинками), другой - на маримба я кугенкизья (10 пластинок; строй, близкий к пентатонике). Исполнители добиваются большого ритмич., гармонич. и полифонич. многообразия. Среди ксилофонистов-виртуозов выделяется А. Омари (как и Мньюньюса, неоднократно выступал за рубежом). Часто встречается мбира (или маримба я мконо; иногда исследователи называют этот инструмент ручным пианино), к-рая состоит из деревянной основы с укреплёнными на ней металлич. язычками и подвижной рейкой «ладов». Разновидности мбира больших размеров способны воспроизводить от 34 до 45 звуков. У вагого мбира нередко сопровождает пение. Применяются также металлич. колокольчики (нджуга), жестянки (мадебе), деревянные и металлич. гонги, инструменты типа маракаса (маньянга), представляющие собой полую тыкву, наполненную сухими зёрнами, трещотки из тростника - кайамба (или кинджекетули) и бета (у вангони). Т. м. складывалась, испытывая последовательно влияния (различные по значению и интенсивности) др. афр. культур, греко-романской цивилизации, сирийского, инд. и араб. муз. искусства (в музыке Танзании до сих пор существует стиль, в значит. мере сохранивший признаки араб. муз. культуры и носящий назв. «таа-раб»). С приходом колонизаторов существ. влияние на муз. жизнь стало оказывать миссионерство, насаждавшее церк. музыку зап. типа. В гор. традиции хор. пения обнаруживается сильное влияние зап. образцов церк. музыки. Поныне существует Школа церк. музыки (лютеранская; в р-не озера Виктория), представители англиканской церкви ведут муз. занятия в Теологич. колледже. В 1956 католич. священник С. Мбунга создал гимн «Миса Баба йету» (текст - на языке суахили), получивший распространение в юж. части страны. Музыка гимна, несмотря на заметное влияние Запада, воспринимается мн. слушателями как африканская (этим гимном начинает ежедневные передачи для стран Вост. и Центр. Африки радио Ватикана). С влиянием зап. муз. культуры связано также распространение бэндов (лучший из них - бэнд полиции), а также форм т. н. популярной музыки (группа Патрика и др.). После образования Объединённой Республики Танзании (1964) в стране началось интенсивное строительство культурной жизни. Развитию нац. искусства, в т. ч. музыкального, уделяется всё большее внимание. Активно действует Секция музыки и театра Мин-ва по делам культуры и молодёжи Танзании. Входящие в неё специалисты по муз. фольклору К. Дж. Нсибу, Р. Мселева, Р. Масимби занимаются собиранием и обработкой традиц. музыки, созданием коллекции нац. муз. инструментов. В 1963 осн. Нац. фольклорный ансамбль (выступал во мн. странах мира). Деятельность ансамбля отражает политику правительства Танзании в области искусства, поощряющего обмен этнич. и культурными ценностями между народностями страны. Большое значение придаётся муз. образованию. Муз. предметы включены в программы начальных школ, для учителей музыки проводятся ежегодные семинары. Музыкантов-профессионалов готовят ф-т искусств, музыки и театра Дар-эс-Саламского университета (сектор музыки возглавляет комп. и фольклорист Э. Макала; среди дисциплин - элементарная теория музыки, обязательное фп., курс игры на ксилофоне и др.), колледж искусств в Чангомбе (руководитель муз. отдела - композитор, пианист и кларнетист Д. Мбилиньи), консерватория в Дар-эс-Саламе (студенты обучаются теории музыки и игре на фп., скрипке, виолончели, кларнете, гитаре). Изданы первые муз. учебники (на суахили). В школах организуются оркестры и хоры, создан студенч. оркестр при консерватории, принимающий участие в концертах, устраиваемых Муз. обществом Дар-эс-Салама. Появляются и полусамодеят. рабочие (хор Магомени, хор текстильщиков Урафики) и студенческие (хор юридич. ф-та Дар-эс-Саламского университета) коллективы, исполняющие традиц. песни на совр. тексты. Для этих хоров характерна динамичная манера исполнения (запевают, как правило, женщины). Радио и телевидение Танзании расширяет передачи, связанные с традиц. музыкой страны. Совр. музыку Т. (в основном хор. песни) создают комп. Э. Макала (совершенствовался в Лондоне), Л. Филлипо (учился в США), Мшоми, Майягило, Шита, Маконгоро, Мвинамила. |