ТАРАКАНОВ Михаил Евгеньевич (р. 20 II 1928, Ростов-на-Дону) - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1971). В 1952 окончил теоретич. отделение теоретико-композиторского ф-та Моск. консерватории (у С. С. Скребкова). В 1955-60 преподавал гармонию в Моск. консерватории, с 1960 мл. науч. сотрудник, с 1971 ст. науч. сотрудник Всесоюзного института искусствознания. Автор исследований по теоретич. проблемам сов. музыки, вопросам совр. заруб. и сов. муз. театра, крупных монографий, посв. творчеству С. С. Прокофьева и А. Берга. Соч.: Вернуться на путь народности, «СМ», 1950, No 12; Проблема конфликта в симфонической музыке, там же, 1954, No 10; О программности в музыке, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 1, М., 1954; О выражении конфликтов в инструментальной музыке, там же, т. 2, М., 1956; Шестая симфония Н. Я. Мясковского, «СМ», 1956, No 7; О симфонизме Н. Мясковского, там же, 1961, No 4; Неотложные проблемы, там же, 1961, No 10; Мелодические явления в гармонии С. Прокофьева, в сб.: Музыкально-теоретические проблемы советской музыки, М., 1963; Если подвергнуть анализу, «СМ», 1965, No 6; Новые образы, новые средства, там же, 1966, No 1, 2; Музыкальной критике - конец?! (Лирические размышления), там же, 1967, No 3; Талант в развитии, там же, 1967, No 10; Стиль симфоний Прокофьева, М., 1968; Новая жизнь старой формы, «СМ», 1968, No 6; Новое свидетельство таланта, там же, 1968, No 10; Заметки о новом сочинении, там же, 1971, No 7; Прокофьев и некоторые вопросы современного музыкального языка, в кн.: С. С. Прокофьев. Статьи и исследования, М., 1972; Новая тональность в музыке XX века, веб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; Проблема лада и тональности в трех книгах о Прокофьеве (три очерка), в сб.: Музыкальный современник, вып. 1, М., 1973; Быть или не быть «Гамлету» в балете?, «СМ», 1973, No 5; На пути к взаимопониманию, там же, 1975, No 4; Возрождение жанра. (О концерте для флейты, фортепиано и камерного оркестра Б. Тищенко), в сб.: Музыка России, вып. 1, М., 1976; Музыкальный театр Альбана Берга, М., 1976; Вариантное развитие в «Музыке для струнных, ударных и челесты» Б. Бартока, в сб.: Бела Барток, М., 1977; Музыкальная концепция балета Р. Щедрина «Анна Каренина», в сб.: Музыкальный современник, вып. 2, М., 1977; Поэма Гоголя на оперной сцене, «СМ», 1977, No 10. Л. Б. Римский. ТАРАКАНОВ Николай Михайлович [19 (31) XII 1898, Елизаветград, ныне Кировоград - 21 IX 1976, Киев] - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. УССР (1960). В 1926 окончил Киевский муз.-драм. институт им. Н. В. Лысенко. С 1924 ассистент хормейстера, с 1930 хормейстер Укр. театра оперы и балета. С 1932 гл. хормейстер Харьковского, в 1934-41 - Украинского, в 1954-63 - Донецкого театров оперы и балета; в 1964-66 дирижёр и гл. хормейстер Одесского театра оперы и балета. Формированию исполнит. искусства Т. во многом способствовало его сотрудничество с такими видными дирижёрами, как А. М. Пазовский, В. А. Дранишников, В. В. Бердяев, А. И. Орлов. Исполнение хоров под упр. Т. отличалось чистотой интонации, выразительностью, стилистич. точностью интерпретации, тонким ощущением сценич. действия; наиболее ярко эти качества проявились в операх «Снегурочка», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Аида», «Кармен», «Лоэнгрин», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка». Хормейстер первых постановок мн. опер, в т. ч. «Тарас Бульба» Лысенко (в ред. Б. Н. Лятошинского, 1937), «Щорс» («Полководец») Лятошинского (1938), «В бурю» (1939); «Перекоп» Мейтуса, Тица, Рыбальченко (1939), «Вулкан» Юцевича (1963). Л. Н. Венедиктов. |