ТАРАНТЕЛЛА (итал. tarantella) - итал. танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), живой и страстный по характеру. С историей Т. связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий Т. считалась единств. средством излечения «тарантизма» - безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название насекомого, так же как и танца, производят от названия южноитал. города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали спец. оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка Т. обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе Т. часто лежали какой-либо один мотив или ритмич. фигура в ранних образцах - и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих. Мелодия народной тарантеллы (запись С. Стораче, опубл. в 1753). Хореография Т. отличалась экстатичностью - самозабвенный танец мог продолжаться неск. часов; муз. сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми др. удар. инструментами, иногда с участием голоса. Тарантелла из собрания Ф. К. Сида. Испания. 1787. Со временем Т. стала обычным танцем (одиночным или парным), хотя и сохранила свой неистовый характер. Как один из самых примечат. танцев Италии, Т. описана многими путешественниками 18-20 вв., среди которых А. Л. Ж. де Сталь. И. В. Гёте. Р. М. Рильке писал в письме от 20 февр. 1907: «Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний - и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды» (Rilke R. M., Briefe aus den Jahren 1906 bis 1907, Lpz., 1930, S. 187). В некоторых операх и балетах 19 в. (Ф. Лахнер, Л. и Ф. Риччи, Э. Вольф-Феррари и др.) Т. получает сценич. воплощение (наиболее известен балет Ж. Коралли «La Tarentule», пост. в 1839 в Париже и Лондоне). Нац. характерность и темпераментная ритмика Т. привлекли к ней внимание зап.-европ. (см., напр., финал сонаты для фп. ор. 70 Вебера, No 45 из «Песен без слов» и финал «Итальянской симфонии» Мендельсона, тему гл. партии 1-й части симфонии «Гарольд в Италии» Берлиоза, «Тарантеллу» ор. 43 Шопена, тарантеллу из цикла «Венеция и Неаполь» Листа, вок. тарантеллы Дж. Россини и Ж. Бизе) и рус. (см., напр., «Тарантеллу» для фп. Глинки, 4-ю часть сюиты для 2 фп. ор. 17 Рахманинова, 1-ю вариацию в Па-де-де из 2-го д. «Щелкунчика» и одну из тем «Итальянского каприччио» Чайковского, 1-ю вариацию из 3-го д. «Раймонды» Глазунова) композиторов. Т. создавались и как эффектные виртуозные пьесы в духе Perpetuum mobile (напр., Т. для скрипки Н. Паганини, Г. Венявского, П. Сарасате, К. Шимановского, С. И. Танеева). К жанру Т. неоднократно обращались композиторы 20 в. (осн. тема «Празднеств» из «Ноктюрнов» Дебюсси; балетная сюита ор. 130 Регера; «Серенада» для фп., фагота, трубы, скрипки и виолончели ор. 46 Казеллы; «Отклонения на тему» для фп. с оркестром ор. 21 Бриттена; «Грабёж» из балета «Блудный сын» и Т. из «Детской музыки» ор. 65 Прокофьева), иногда - с целью воссоздания местного колорита и времени действия (напр., No 22 - Народный танец из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева). Ф. Лист. Тарантелла из цикла «Венеция и Неаполь». В ряде случаев Т. оказывалась объектом искусной стилизации, в т. ч. в рамках неоклассицизма (напр., 4-я часть «Пульчинеллы» и 2-я часть сюиты для малого оркестра Стравинского, 2-я часть скрипичной сонаты in E Хиндемита). |