ТАРОГАТО (венг. tarogatу) - венг. название двух разл. муз. инструментов: 1) деревянный дух. инструмент с двойной тростью. В прошлом представлял собой вариант вост. гобоя (род зурны). Был распространён у мн. народов. Различают: арабско-персидско-турец-кий тип - с прямым стволом; монг. вариант - со стволом, расширяющимся к раструбу, который делается из жести и прикрепляется к корпусу под прямым углом; инд. вариант - с прямым корпусом и конич. раструбом из бронзы. Т. арабско-персидско-турецкого типа проник в Европу в 13 в., по-видимому, через Испанию; особенно прочно вошёл в муз. культуру Венгрии. Возможно, был заимствован венграми у турок (в пользу этого говорит старинное венг. название Т. töröksip, означающее - турецкая дудка, свисток). В 16-18 вв. служил сигнальным и ратным инструментом, использовался также на свадьбах и в похоронных процессиях; в кавалерии и в домашнем музицировании применялся в сочетании с барабаном. Имел прямой деревянный корпус с игровыми отверстиями без клапанов, заканчивающийся раструбом. Звук Т. был пронзительным и резким (это важно для воен. инструмента). Получил широкое распространение в войнах куруцев под руководством Ференца Ракоци II (1703-11), после разгрома этого антигабсбургского нац.-освободит. движения был надолго запрещён, оставаясь символом свободы венг. народа. Вновь появился в сер. 19 в., во время борьбы за освобождение страны от господства Габсбургов. Нотированной музыки, исполнявшейся на старинном Т., не сохранилось. 2) Инструмент типа совр. кларнета, с одинарной тростью, но с конич. каналом; поэтому ближе к семейству саксофонов. Т. этого типа неоднократно подвергался усовершенствованиям, изменялся и его внеш. вид. Первые изменения в конструкцию внёс в 1859 инстр. мастер из Буды (имя неизв.). В кон. 19 в. мастер В. Й. Шунда придал старинному Т. совр. форму - прямого сопранового саксофона с клапанами. Первые экземпляры были изготовлены в 1895 на его будапештской фабрике (Т. часто называют «Шунда-Т.»). От кларнета отличается гл. обр. конич. формой корпуса, позволяющей при передувании расширять диапазон только до октавы (а не до дуодецимы, как у кларнета). Инструмент Шунды демонстрировался в 1900 на Междунар. выставке в Париже. Современный хроматический Т. имеет 6-16 боковых отверстий с клапанами (диапазон: h - с3). Существуют 3 разновидности Т. - в строе В, Es и As. Распространение получила только разновидность в строе В (также у румын). Звучание напоминает английский рожок. Регистры сильно различаются как по силе звучания, так и по тембру - в нижнем Т. звучит сильно, металлически, в верхнем - мягко, «жалобно». Поэтому Т. не стал ансамблевым инструментом; даже в цыганских оркестрах встречается редко и только в качестве солирующего инструмента. Впервые в симфоническом оркестре Т. использовал венг. комп. К. Терн (опера «Свато-плук», 1839). Г. Малер, дирижируя оркестром будапештского Оперного театра, применил Т. вместо англ. рожка для исполнения пастушеского наигрыша в 3-м д. оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда». Позднее это повторил X. Рихтер (в Байрёйте). И. Штраус-сын написал для Т. соло в увертюре к оперетте «Цыганский барон» (1885). В 20 в. Т. использовал А. Мольнар («Музыка куруцев» для 4 тарогато и камерного оркестра, 1936). В Нац. консерватории в Будапеште создан класс Т.; существует учебник игры на Т. (X. Xикиш, «Теоретическое и практическое руководство по тарогато» - «Elmeleti йs gyakorlati tarogatу iskola», Bdpst, 1901). В качестве нар. инструмента Т. известен также в Румынии (торогато - torogata) и Югославии (тароро). В 40-е гг. встречался у деревенских и гор. любителей музыки, исполнявших простые популярные нар. венг. мелодии. В 50-х гг. вышел из употребления. |