ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ (ТМД) - оперный театр в Петербурге. Открыт 11 (24) дек. 1912 в помещении Большого зала консерватории (существовал до 1919). Основатель и худ. рук. - режиссёр И. М. Лапицкий, в муз. руководстве большую роль сыграл дирижёр М. А. Бихтер. Творч. кредо театра - необходимость реформы в оперном деле, борьба с рутиной, стремление к реалистич. воплощению произв. Труппа театра (солисты и хор) была сформирована из молодых певцов и студентов консерватории. Здесь начали творч. жизнь многие артисты, впоследствии с успехом выступавшие на сценах оперных театров страны, в т. ч. Л. А. Андреева-Дельмас, М. И. Бриан, П. М. Журавленко, К. С. Исаченко, Н. Н. Куклин, С. Ю. Левик, М. И. Литвиненко-Вольгемут, В. М. Луканин, А. И. Мозжухин и др.; в 1914-15 на сцене ТМД выступали Л. Я. Липковская и Л. В. Собинов. В театре работали дирижёры А. Э. Маргулян, А. В. Павлов-Арбенин, Г. Г. Фительберг, Г. Шнеефогт; художники И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Н. К. Рёрих и др. С первых месяцев работы ТМД привлёк внимание новизной постановок и яркой драм. игрой оперных артистов. Положит. оценку в передовых муз.-обществ. кругах получили спектакли - «Евгений Онегин» (1912), «Кармен» (1913), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1913). Значит. интерес представляли пост. опер - «Борис Годунов» (1913) и «Сорочинская ярмарка» (1917, в ред. Ц. А. Кюи) Мусоргского, «Мазепа» (1913); «Каменный гость» Даргомыжского (1915). Впервые в России ТМД пост. оперу К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» (1915). В репертуаре театра были также оперы - «Пиковая дама», «Черевички», «Иоланта» Чайковского, «Хованщина», «Женитьба» Мусоргского, «Садко», «Снегурочка»; «Пир во время чумы», «Мадемуазель Фифи» Кюи, «Принцесса Мален» Штейнберга, «Свадьба» Эренберга, «Парсифаль», «Севильский цирюльник», «Фауст», «Аида», «Риголетто», «Паяцы», «Богема», «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй»); «Сказки Гофмана» Оффенбаха и др. Лучшие спектакли ТМД отличались художественно цельным ансамблем, реалистич. массовыми сценами, в них достигалось подлинное слияние музыки и драматургии. Вместе с тем театр не избежал серьёзных художеств. просчётов - произвольного обращения с некоторыми оперными партитурами, натуралистич. подробностей и др. Особенно острой критике подвергалась пост. оперы «Риголетто» (шла под назв. «Король забавляется», 1914). Но несмотря на ряд недостатков ТМД оставил заметный след в истории рус. оперного театра. |