ТЕЛЕМАН (Telemann) Георг Филипп (14 III 1681, Магдебург - 25 VI 1767, Гамбург) - немецкий композитор. Начал занятия музыкой в гор. школе Магдебурга у её кантора, играл на мн. муз. инструментах, затем брал уроки теории музыки у К. Кальвера. Систематич. муз. образования не получил. В 1701-04 изучал право в Лейпцигском университете, одновременно принимал активное участие в муз. жизни Лейпцига: создал студенч. Collegium musicum (затем ею руководил И. С. Бах), сочинял оперы для гор. театра, исполнял в них теноровые партии, дирижировал спектаклями, был органистом в одной из церквей, написал ряд кантат для Томаскирхе. В 1704-08 капельмейстер при дворе графа Э. фон Промница в Зорау (ныне Жары, ПНР), в 1708-12 капельмейстер при дворе герцога Саксен-Эйзенахского. В 1712-21 кантор и музик-директор во Франкфурте-на-Майне, где руководил муз. собраниями общества «Фрауэнштейн». С 1721 до конца жизни жил в Гамбурге, работал гор. кантором и учителем. Здесь особенно широко развернулась муз.-организац. деятельность Т. Основал Collegium musicum, содействовал устройству мн. концертов с участием выдающихся музыкантов (в т. ч. И. С. Баха) и открытию первого в Германии спец. конц. зала (1761), основал муз. журн. «Der getreue Musik-Meister» (1728). В 1737 совершил длит. поездку в Париж, где его произв. имели большой успех, исполнялись и печатались. Т. принадлежал к поколению Г. Ф. Генделя и И. С. Баха, дружески общался с ними, особенно с семьёй Баха. Свободно владея техникой полифонич. письма, создавал произв. во всех современных ему муз. жанрах. Усвоив достижения ряда нац. школ (особенно франц. и польской), Т. подошёл к новому для того времени гомофонно-гармонич. письму. Наибольшее значение приобрела его инстр. музыка, к-рая завоевала популярность благодаря тесной связи с бытовой мелодикой, танцем, а также программности и изобразительности. Композитор стремился к тому, чтобы его музыка была доступной, считал своей обязанностью не только развлекать, но и воспитывать. Написал «Упражнения в пении, игре и генерал-басе» (1734), где даны не только элементы музыки и гармонии, но и правила морали. Среди соч. Т. более 40 опер в разл. жанрах (в т. ч. комические, сохранилось 7), 44 пассиона (известны 23), 33 цикла «Гамбургской Кapitänsmusik», ок. 23 циклов (годовых) духовных кантат, приветственные, праздничные, свадебные и похоронные кантаты, оратории, более 700 песен, 3 цикла «Застольной музыки» (в каждом - сюита, квартет, трио-соната, сольная соната и заключение), ок. 600 орк. сюит (увертюр, сохранилось 126, среди них программные - «Дон Кихот» и др.), ок. 170 концертов с солирующими инструментами, ряд concerti grossi, квартетов и др. ансамблей, 36 фантазий для клавира, множество фуг для клавира и органа (в т. ч. «Лёгкие фуги» для клавира, 1738-39), менуэты, марши; 12 фантазий для скрипки без сопровождения и др. Написал автобиографию: её 1-й и 2-й варианты опубл. И. Маттезоном (Mattheson J., Grosse Generalbassschule, Hamb., 1731; «Grundlage einer Ehrenpforte», Hamb., 1740), 3-й - использован И. Г. Вальтером в статье о Т. для муз. словаря (Wа1ther J. G., Musikalisches Lexikon oder musikalische Bibliothek, Lpz., 1732), все 3 варианта приведены в издании В. Каля (Кahl W., Selbstbiographien deutscher Musiker, Кцln und Кrefeld, 1948). В 1961 в Магдебурге основано Об-во имени Т. (Arbeitskreis G. Ph. Telemanns), пропагандирующее его творчество в концертах и оперных постановках, издающее его сочинения. |