ТЕНДУЧЧИ (Tenducci) Джусто Фернандо (прозванный Сенезино, Senesino) (ок. 1736, Сиена - 25 I 1790, Генуя) - итальянский певец-кастрат и композитор. С 1748 учился в консерватории «Пиета деи Туркини» в Неаполе у Л. Фаго и Г. Брунетти. Дебютировал на оперной сцене в 1753 в театре «Сан-Самуэле» в Венеции; выступления Т. здесь же в карнавальном сезоне 1753/54 (в операх «Тамерлан» Кокки и Пешетти, «Адриан в Сирии» Сколари и в пастиччо «Милосердие Тита») принесли ему широкую известность. Неск. лет пел в крупнейших оперных театрах Италии - «Реджо дукале» (Милан), «Сан-Карло» (Неаполь), «Нуово» (Падуя) и др., с 1758 по контракту с «Кингс-тиэтр» выступал в Лондоне, став вскоре одним из самых видных певцов; особой популярностью пользовался у англ. публики. В 1762 с триумфальным успехом выступил в опере «Артаксеркс» Арна в театре «Ковент-Гарден». В 1764 сблизился с юным В. А. Моцартом (во время его пребывания в Лондоне), давал ему уроки пения (в 1778, когда они снова встретились в Париже, Моцарт сочинил для Т. сцену и арию; музыка утеряна). В 1765-68 гастролировал в Дублине, Эдинбурге и снова в Лондоне. В 1771 вернулся в Италию и до 1775 выступал в театрах «Кокомеро» (Флоренция), «Сан-Бенедетто» (Венеция), «Сан-Карло», а также в Риме и Генуе. С 1776 жил в Лондоне, с 1784 был директором генделевских фестивалей в Вестминстерском аббатстве. После перерыва в неск. лет, с 1785, периодически выступал на оперной сцене в Лондоне. В 1790 возвратился в Италию. Один из крупнейших певцов-кастратов, Т. обладал лёгким и подвижным голосом красивого тембра (сопрано), обширного диапазона, великолепной вок. техникой. Современники восхищались тонкостью и выразит. простотой его исполнит. стиля. Т. отказался от чрезмерной колоратурной орнаментации, предпочитая в пении сдержанно-благородную манеру spianato. Его любимым героем был Орфей в опере Глюка «Орфей и Эвридика». Среди лучших оперных партий - Эцио. Демофонт, Монтесума («Эцио», «Демофонт», «Монтесума» Галуппи), Фарначе («Фарначе» Переса и Пиччинни), Фемистокл («Фемистокл» Йоммелли), Тезей («Ариадна и Тезей» Маццони), Ринальдо («Ринальдо» Тоцци). Как композитору Т. принадлежат пастиччо «Фарначе, или Месть Атридата» («Pharnaces or The Revenge of Athridates», Эдинбург, «Ройял-тиэтр», 1769), оперы «Андалузский замок» [«The Castle of Andalusia», переделка «Разбойников» («Banditн») С. Арнольда с ариями, сочинёнными Т., Дублин, 1783] и «Кампания» («The Campaign», Лондон, 1784), а также увертюра для оркестра; 6 сонат для клавичембало (1768), танцы для клавичембало. Опубликовал сб. упражнений для клавичембало (1768-69), сборники франц. арий и песен, англ. песен. Автор теоретич. труда по пению «Инструкции мистера Тендуччи своим ученикам» («Instructions of Mr. Tenducci to his scholars», L., 1785). |