ТЕОРБА (франц. theorbe, teorbe, от итал. tiorba; нем. Theorba, англ. theorba) - струн. щипковый инструмент. Т. - одна из басовых разновидностей лютни с двумя шейками, носящих общее назв. «архилютня» (итал. arciliuti, нем. Erzlaute); известна со 2-й пол. 16 в. Эти разновидности возникли в результате расширения басового регистра лютни. Появление дополнит. басовых струн на лютне требовало и расширения грифа, однако, чтобы обхватить гриф рукой, нельзя было значительно увеличивать его в ширину, поэтому басовые струны были вынесены за пределы грифа и сделались бурдонными. Для их натяжения понадобилась вторая головка, приклеенная сбоку осн. головки у т. н. лютни-Т. (liuto-attorbato) или завершающая вторую шейку. У римской Т. (tiorbo Romano), или т. н. китаррона, длинная вторая шейка была прямым продолжением первой, выходила из её головки и наверху имела изгиб. У падуанской Т. (tiorbo Paduano), или собственно Т. (tiorbo), короткая вторая шейка была S-образным продолжением первой и вторая головка находилась сбоку. В 17 - нач. 18 вв. Т. была распространена не только в Италии, но и в Англии. Т. - ансамблевый инструмент, на ней аккомпанировали пению, служила и для исполнения basso continue Итал. комп. А. Агадзари в трактате «О высоком звучании баса» («Del sonare sopra il basso», 1607) указывал, что на архилютне играют аккорды continuo в тихой музыке или орнаментируют ср. голоса в громкой. В 1614-16 появились 3 сборника с табулатурами для Т. комп. П. П. Мелли, затем 12 сонат для Т. и basso continuo Дж. Питони в сб. «Табулатура для теорбы» («Intayolatura di tiorba», 1669). Позднее в Париже теорбистом X. Гренерином издана «Книга о теорбе» («Livre de theorbe») с произв. для Т. и указателями к расшифровке генерал-баса. Т. не соответствовала новым исполнит. требованиям и была менее приспособлена к новым акустич. условиям больших зданий эпохи барокко; возможно, поэтому к сер. 18 в. она вышла из употребления (последний исполнитель на Т. упоминается в качестве члена Венской капеллы в документах 1755). |