ТЕПЛОВ Борис Михайлович [9 (21) X 1896, Тула - 28 IX 1965, Москва] - сов. психолог. Действит. чл. АПН РСФСР (1945). Засл. деят. науки РСФСР (1957). В 1914 окончил Тульское муз. уч-ще по классу фп., в 1921 - Моск. университет. С 1929 преподавал в Ин-те психологии (в 1933-35 и 1945-52 зам. директора). В 1935-41 профессор кафедры психологии Ин-та повышения квалификации музыкантов-педагогов (Центр. заочный муз.-педагогич. институт), с 1941 - Моск. университета; заведовал кафедрой логики и психологии в Академии обществ. наук. В 1958-65 гл. редактор журн. «Вопросы психологии». Работа Т. «Психология музыкальных способностей» (М.-Л., 1947) - первый опыт анализа проблемы муз. одарённости, опирающийся на марксистско-ленинскую теорию. Круг охватываемых ею проблем: муз. одарённость, ощущение муз. звука (преим. его высоты и тембра), абсолютный слух, восприятие муз. структур (ладовое чувство, мелодич. и гармонич. слух), слуховые представления (внутр. слух), чувство ритма (в связи с психологией движения). Т. стремился опровергнуть теорию о врождённости музыкального таланта, подтверждая установленное советской муз. психологией положение о воспитуемости муз. слуха (при нормальном состоянии слухового аппарата). Согласно разработанной Т. теории, способности развиваются в процессе деятельности, врождены лишь анатомо-физиологич. предпосылки способностей. Анализируя понятие одарённости, Т. считал неверным ограничивать это понятие одной лишь интеллектуальной сферой; одарённость, по Т., включает в себя особенности личности во всех сферах психики (например, в муз. одарённость входят особенности эмоциональной сферы). Соч.: Ощущение музыкального звука, «Ученые записки Гос. научно-исслед. института психологии», т. 1, М., 1940; О музыкальном переживании, в сб.: Институт психологии АН, М., 1945; Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947, в его кн.: Проблемы индивидуальных различий [Избр. работы], М., 1961; Психологические вопросы художественного воспитания, «Известия Академии психологических наук», т. 2, М., 1947, и др. ТЕПЛОВ Григорий Николаевич [20 XI (1 XII) 1717, Псков - 30 III (10 IV) 1779, Петербург] - рус. гос. деятель, композитор и писатель. Первоначальное образование получил в семинарии при Александро-Невской лавре, основанной Феофаном Прокоповичем (Т. - его внебрачный сын). В дальнейшем учился за границей, по возвращении на родину (1736) - в Академич. университете при Росс. академии наук, в к-рую с 1742 зачислен адъюнктом. С 1747 почётный чл. Росс. академии наук, с 1775 сенатор. Видный сановник при дворе Екатерины II, Т. участвовал в создании проектов разл. учебных реформ. Принадлежал к числу образованных любителей музыки, играл на клавесине и скрипке, выступал в придв. концертах. В историю музыки Т. вошёл как родоначальник «российских песен», автор 17 песен этого рода, составивших изданный им сб. «Между делом безделье…» (1759; первый рус. печатный песенник). Лучшие песни Т. (на сл. А. П. Сумарокова, И. П. Елагина и др. поэтов, близких Сумарокову) отличаются яркой эмоциональностью, характерной для рус. лирич. поэзии того времени. Многие песни по образному строю связаны с «галантной» любовной лирикой, сюжеты их - с темой страдания и разлуки. В приёмах и средствах муз. выразительности, используемых Т., прослеживается влияние франц. вок. лирики, придв. танцев, особенно менуэта, и в то же время - воздействие итал. оперного стиля (таковы песни в ритме сицилианы). Но Т. не просто подражатель, он творчески переосмысливал услышанное, своеобразно комбинируя в своих произв. песенные и танц. элементы. Форма его песен, как правило, куплетная, однако в ряде случаев он стремится преодолеть куплетную структуру, охватывая единым муз. построением более крупные разделы текста. По стилю и манере изложения песни Т. представляют собой переходный жанр от канта к романсу с сопровождением. Они встречаются во многих рукописных песенниках сер. 18 в. Соч.: Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса, [СПБ, 1759], 1776 (перепечатано в кн.: Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом, т. 1, М., 1952, с. 189-245, также в изд.: Памятники русского музыкального искусства, вып. 1 - Русская вокальная музыка XVIII века. Сост., публикация, исследование и коммент. О. Левашевой, М., 1972). |