ТЕРТИС (Tertis) Лайонел (29 XII 1876, Уэст-Хартлпул - 22 II 1975, Лондон) - англ. альтист. С 5 лет играл на фп., с 12 лет - на скрипке. Учился в Лондоне игре на фп. и на скрипке в Тринити-колледже, с 1895 - в Корол. академии музыки, по окончании которой (класс скрипки X Уэссели) самостоятельно овладел игрой на альте. Всю дальнейшую исполнит. и педагогич. деятельность подчинил идее превращения альта в сольный инструмент. С 1899 преподавал игру на альте в Корол. академии музыки, одновременно (до 1904) концертмейстер группы альтов в Корол. симф. оркестре под упр. Г. Вуда (оказал столь же важное влияние на формирование Т.-исполнителя, как позднее Ф. Крейслер и Э. Изаи). В качестве солиста-альтиста дебютировал в 1908, впервые исполнив написанный специально для него концерт с оркестром Й. Боуэна. Виртуозная и вдохновенная игра Т. послужила для мн. композиторов стимулом к созданию альтового конц. репертуара. Т. посвящен и впервые им исполнен ряд сочинений А. Бакса, Ф. Бриджа, Р. Воан-Уильямса, Б. Дейла, С. Скотта, У. Уолтона, Г. Холста и др. современных ему английский композиторов. Много гастролировал в странах Европы, Сев. и Юж. Америки. Среди крупнейших достижений Т. - участие в исполнении конц. симфонии В. А. Моцарта для солирующих скрипки и альта с оркестром (среди партнеров Т. - Ф. Крейслер и Э. Изаи), партии солирующего альта в симфонии Г. Берлиоза «Гарольд в Италии» и концерта для альта с оркестром У. Уолтона. Оставил исполнит. деятельность в 1937 (последний торжеств. концерт состоялся в Цюрихе, после которого Т. дал лишь один концерт в 1949 в фонд поощрения композиторов, создающих произв. для альта). Автор многочисл. транскрипций для альта, в т. ч. чаконы И. С. Баха, сонат для скрипки с фп. Э. Грига и С. Франка, концерта для виолончели с оркестром Э. Эльгара, концерта для кларнета В. А. Моцарта. Педагогич. деятельность Т., длившаяся более 50 лет, оказала огромное воздействие на формирование альтового исполнит. искусства. Им создана школа англ. альтистов. Сконструировал новые модели виолончелей (1959) и альтов (1962), большего размера и более насыщенного звучания. Большие альты Т. получили назв. «модели Тертиса» (применяются в ряде стран). Автор книг и статей. Соч.: Beauty of tone in string playing, L., 1938; Introduction to an English viola, «ML», 1947, v. 28, No 3; Cinderella no more, L., 1953 [автобиография]; My viola and I; a complete autobiography, L., 1974. |