ТИБИЯ (лат. tibia). 1) Др.-рим. название духового муз. инструмента. Была распространена также в Др. Греции (под назв. авлос; существовал в неск. разновидностях - фригийский, лидийский авлосы) и странах Ближнего Востока (Шумер, Аккад, Вавилон, Иудея, Египет, Сирия). Изготовлялась в разл. времена из тростника, дерева, слоновой кости, бронзы. Время возникновения Т. точно не известно. Лит. свидетельства о Т. фрагментарны. М. Т. Варрон (1 в. до н. э.) связывает происхождение термина (лат. tibicen - играющий на Т.) с этрусской культурой, что подтверждается археологич. материалами. Сервий (4 в.) свидетельствует об использовании Т. в религиозном др.-рим. ритуале. Из разл. иконографич. источников также следует, что исполнители на Т. участвовали в муз. оформлении культовых церемоний - как домашних (посвященных Ларам - хранителям домашнего очага), так и государственных (гл. обр. при жертвоприношениях). Предположительно Т. использовалась и для муз. сопровождения при постановках рим. драмы. Существовали разл. формы и виды Т. (tibiae impares) - изогнутая (точнее кривая, curva tibia), поперечная (vasca tibia), с 2 трубками (tibia dextera и tibia sinistra). Плиний (1 в.) и Апулей (2 в.) упоминают Т. «запевающую» (incentive) и «аккомпанирующую» (succentiva). Очевидно, эти разновидности отличались звукорядами, диапазонами и регистрами звучания. 2) Лабиальный флейтовый регистр органа. Появился в органостроении эпохи романтизма. Т. - регистр металлич. открытых широкомензурных труб (8', 4'). Рассчитан на высокий уровень воздушного давления. Звучание довольно сильное, насыщенное, иногда преувеличенно плотное. Хорошо сочетается с штрейхерами и язычковыми регистрами. Аналогами Т. иногда бывают Feldflöte, Querflöte, Zartflöte и др. |