ТИБО (Thibaud) Жак (27 IX 1880, Бордо - 1 IX 1953, Мон-Семе, Барселонет) - франц. скрипач и педагог. В детстве учился у отца - скрипача-педагога. Уже в 8-летнем возрасте выступил в публич. концерте. В 1896 окончил Парижскую консерваторию по классу скрипки у М. П. Ж. Марсика. Значит. влияние на Т. оказал Э. Изаи. Недолго играл в оркестре одного из кафе Лат. квартала Парижа, затем был концертмейстером оркестра Э. Колонна. В 1896 дебютировал как солист с этим оркестром, впоследствии неоднократно солировал в «Концертах Колонна». Вскоре начались конц. турне Т. во Франции и др. странах, принёсшие ему мировое признание (в России выступал в 1901, 1902, 1903, 1906, 1909, 1911, 1913). Во время 1-й мировой войны 1914-18 находился в рядах франц. армии, с установлением мира возобновил конц. деятельность. В 1936 гастролировал в Сов. Союзе. Прославился также как камерный музыкант: с 1905 участник трио совм. с А. Корто и П. Касальсом (ранее играл в трио с братьями). Преподавал игру на скрипке в «Эколь нормаль». Вместе с М. Лонг организовал в 1943 конкурс пианистов и скрипачей, носящий их имя (вначале национальный, с 1946 - международный). Погиб в авиац. катастрофе во Французских Альпах. Т. - виднейший представитель франц. скр. школы 1-й пол. 20 в. Для его исполнит. искусства характерны тонко развитое чувство стиля, благородство фразировки, красивый певучий, небольшой силы, но богатый оттенками тон, лёгкость и изящество совершенной техники. В репертуаре Т. видное место занимали произв. К. Сен-Санса, С. Франка, Э. Лало, Э. Шоссона, Г. Форе, К. Дебюсси, а также В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Выступал и как дирижёр. Высоко ценил достижения сов. скр. школы; дирижировал оркестром в концертах Д. Ф. Ойстраха в Брюсселе (1951) и Париже (1953). Т. написал автобиография, книгу (1946), Ж. П. Дорьян издал собранные им воспоминания Т. (1947). Соч.: Parla il mio violino, Mil., 1946; Un violon parle. Souvenirs de Jacques Thibaud recueillis par Jean-Pierre Dorian, P.-Lausanna-Montreal, [1947]. ТИБО (Thibaut) Жан Батист (5 X 1872, Сент-Этьенн, деп. Луара - 7 IV 1938, Лорг, деп. Вар) - французский музыковед. Монах ордена ассумиционистов, священник. Один из первых исследователей визант. музыки. Во время пребывания в Константинополе, Иерусалиме и поездки по городам Турции и Болгарии (1900) Т. собрал много певч. рукописей. В 1907-14 жил в России (Одесса, Петербург), в 1920-22 вторично посетил Турцию. Его первый труд «Нотация св. Иоанна Дамаскина или агиополитийная» напечатан в 1898 в «Известиях русского археологического института в Константинополе» (т. III). Эта работа и последовавшие за ней публикации - значит. вклад в изучение визант. нотаций. Одним из первых дифференцировал типы невм и ввёл определения «ранневизантийская» (палеовизантийская или константинопольская) и «средневизантийская» (агиополитийная) нотации. В результате сравнит. анализа пришёл к выводу, что основой зап.-европ. (латинских) невм служит первый из этих типов нотации. Труды Т. подвергались критике из-за допущенных им натяжек и неточностей, но основные их положения были подтверждены позднейшими исследованиями. Соч.: Йtude de musique byzantine. La notation de Кoukouzeles, «Известия русского археологического института в Константинополе», 1901, т. VI, вып. 2-3; Les notations byzantines, «Revue d'histoire et de critique musicales, 1901, v. 1; La musique byzantine chez les slaves, «Tribune de Saint Gervaise», 1904, v. 10; Origine byzantine de la notation neumatique de l'йglise latine, P., 1907; La notation musicale, son origine, son йvolution, St. Petersbourg, 1912; Monuments de la notation ekphonetique et neumatique de l'йglise latine, St. Petersbourg, 1912; Monuments de la notation ekphonetique et hagiopolite de l'йglise grecque, St. Petersbourg, 1913. Ю. В. Келдыш. |