ТИЛЬЯРД (Tillyard) Генри Джулиус Уитенхолл (18 XI 1881, Кембридж - 2 I 1968, там же) - английский музыковед и филолог. Чл. Корол. дат. АН. После окончания классич. отделения колледжа Гонвилл энд Киз в Кембридже (1904) специализировался в области музыкознания, работал в Брит. археологич. институте в Афинах (до 1907), где изучал современную, т. н. хризанфову систему греч. церк. пения 19-20 вв. под рук. И. Т. Сакелларидеса, настоятеля церкви св. Ирины, и визант. муз. палеографию под рук. немецкий музыковеда-византолога У. А. Гайссера. В течение 40 лет преподавал языки в разл. университетах и университетских колледжах: греч. яз. в Эдинбурге (1908-17), классич. филологию в Йоханнесбурге, ЮАС (1919-21, профессор), рус. яз. в Бирмингеме (1922-26), греч. яз. в Кардиффе (1926-46), классич. филологию в Ун-те им. С. Родса в Грейамстауне, ЮАС (1947-49). С 1907 Т. систематически занимался изучением и муз.-палеографич. описанием греч. муз. рукописей 11-18 вв. Был одним из крупнейших исследователей визант. музыки, одним из основателей издания «Памятники византийской музыки» («Monumenta Musicae Byzantinae»). При участии Т. опубликованы: «The hymns of the Sticherarium for November» (Transcripta, v. 2, Cph., 1938); «The hymns of the Octoechus» (Transcripta, v. 3, 5, Cph., 1940, 1949); «Twenty canons from the Trinity Hirmologium» (Boston, 1952; American serie, II); «The hymns of the Hirmologium» (part. 3, No 2; совм. с A. Ayoutanti, Transcripta, v. 8, Cph., 1956); «The hymns of the Pentecostarium» (Transcripta, v. 7, Cph., 1960). Исследуя визант. муз.-теоретич. трактаты, Т. разработал методы расшифровки, близкие методам Э. Веллеса, и составил (совм. с ним и К. Хёгом) руководство по чтению т. н. средневизант. (круглой) нотации 12-15 вв. Значит. часть работ Т. посв. описанию и расшифровке ранних типов визант. нотации, в т. ч. нотации типа «куален» (термин, введённый Т., происходит от назв. известного манускрипта из Нац. б-ки в Париже - Coislin 220). Расшифровал значит. число песнопений визант. церк.-певч. репертуара 11-15 вв. и произв. ср.-век. греч. композиторов; написал ряд статей по проблемам лада, ритма, композиции и мелодич. структуры визант. песнопений, а также обзоры по истории визант. музыки и эссе, посв. творчеству ср.-век. греч. композиторов или их отд. произв. Исследования Т. имели большое значение для науки о ср.-век. муз. культуре (муз. медиевистики), в т. ч. рус. певч. палеографии. Соч.: Greeck church music, «Musical antiquary», 1911, v. 2; A musical study of the hymns of Casia, «Byzantinische Zeitschrift», 1911, Bd 20; Rythm in Byzantine music, «Annual of the British school at Athens», 1914-16, v. 21, p. 125-47; The modes in Byzantine music, 1916-18, v. 22, p. 135-56; The problems of Byzantine neumes, «The Journal of Hellenic studies», 1921, v. 41; Byzantine music and hymnography, L., 1923; Signatures and cadences of the Byzantine modes, «Annual of the British school at Athens», 1923-25, v. 26; The stenographic theory of Byzantine music, «Byzantinische Zeitschrift», 1925, Bd 25; A canon by Saint Cosmas, там же, 1928, Bd 28;… The morning hymns of the Emperor Leo, «Annual of the British school at Athens», 1928-30, v. 30, p. 86-108, 1930-31, v. 31, p. 115-47; The stichera Anastasima in Byzantine Hymnody, «Byzantinische Zeitschrift», 1931, Bd 31; Handbook of the middle byzantine musical notation, «Monumenta musicae byzantinae», Subsidia, I, Cph., 1935; Early Byzantine neumes: A new principle of dechipherment, «Laudate», 1936, v. 14; Byzantine neumes: the Coislin notation, «Byzantinische Zeitschrift», 1937, Bd 37; Mediaeval Byzantine music, «MQ», 1937, v. 23, No 2; The Byzantine music about A. D. 1100, там же, 1953, v. 39; Gegenwärtiger Stand der byzantinischen Musikforschung, «Mf», 1954, Bd 7, S. 142-49; The rediscovery of Byzantine music, «Essays presented to Egon Wellesz», Oxf., 1966. |