ТИМПАН (от греч. tumpanon - барабан; лат. tympanum, итал. timpani, франц. timbales, англ. tymbal, нем. Tympanum). 1) Древний ударный инструмент, род небольших литавр. В Др. Греции Т. - односторонний барабан с глубоким резонатором, затянутым сверху кожей, по которой ударяют кистями рук (предшественник совр. литавр). Подобные инструменты были известны в странах Ближнего Востока шумерам и иудеям, а также племенам, населявшим Семиречье, откуда Т. проник в греч. земли вместе с оргиастич. культом Диониса (распространился во Фракии) и Кибелы (во Фригии) - богини производит. сил природы (греч. tympanismos обозначает и барабанный бой, и служение богине Кибеле); в древности на Т. часто играли женщины. Т. встречается на антич. изображениях менад и спутника Диониса Силена, упоминается также в трагедии Еврипида «Вакханки». В 5 в. до н. э. через культ Кибелы распространился по всей Греции. В антич. и ср.-век. Риме Т. называли двухсторонний барабан; об отличии одностороннего и двухстороннего Т. писал Исидор Севильский в «Этимологии» («Etymologiae», кн. III, гл.8; кон. 6 - нач. 7 вв.), его описание Т. неоднократно приводилось ср.-век. муз. учёными, в т. ч. муз. теоретиком 13 в. Иеронимом Моравским в «Трактате о музыке» («Tractatus de musica», кн. I, гл. 4). Т. упоминается (вместе с др. инструментами) ср.-век. поэтами и муз. теоретиками, в т. ч. Й. де Грохео (кон. 13 - нач. 14 вв.) в трактате «О музыке» («De musica»). С нач. 16 в. Т. стал воен. муз. инструментом и повсеместно получил назв. литавр; в этом качестве упоминается впервые С. Фирдунгом (1511), затем М. Преториусом, который дал описание мн. разновидностей Т. («Syntagma musicum», 1614-19), а также И. Э. Альтенбургом в руководстве к игре на трубе и литаврах («Versuch einer Anleitung zur neroisch-musikalischen Trompeter- und Pauker-Кunst», Halle, 1795). 2) Род медных тарелок (библейское - кимвалы). 3) Франц. и итал. название цимбал (cymballes). |