ТИНЕЛЬ (Tinel) Эдгар Пьер Жозеф (27 III 1854, Сине, Вост. Фландрия - 28 X 1912, Брюссель) - бельгийский композитор, пианист, педагог. Игре на фп. обучался у отца - органиста. В 1863-73 учился в Брюссельской консерватории у А. Майи и Л. Брассена (фп.), Ф. Геварта (композиция), Ж. Дюпона и А. Самюэля (гармония), X. Ф. Куфферата (контрапункт). С 1873 выступал как пианист в Брюсселе, Генте, Антверпене, Ахене, Лондоне и др. В 1877 получил Римскую пр. за кантату «Кlokke Roeland». С 1881 директор Ин-та церк. музыки в Мехелене (преемник Н. Ж. Лемменса). С 1889 инспектор муз. школ, с 1896 (одновременно) профессор Брюссельской консерватории по классу контрапункта, с 1909 директор консерватории. С 1910 руководил корол. капеллой. Одно из наиболее значит. хор. произв. Т. - оратория «Franciscus» (1888) имела успех и в др. странах (в т. ч. в 1895 исполнялась на фестивале в Кардиффе). Горячий приверженец традиций И. С. Баха, Т. считал, что церк. музыка будущего должна опираться на его сочинения, однако собств. произв. Т. были присущи черты романской культуры; некоторые его церк. сочинения носят оперно-театр. характер. Автор работ «Григорианское пение, краткое изложение теории его исполнения» («Chant gregorien, theorie sommaire de son execution», Malines, 1890), «Пий X и церковная музыка» («Pie X et la musique sacree») и др. Соч.: муз. драмы (религиозные) - Годольева (1897, Брюссель), Катарина (1909, там же), оратория Франциск (для солистов, хора, органа и орк., 1888), Те Deum (для смеш. хора и органа, 1887), Те Deum (для смеш хора, органа и орк, исп. 1901), 5-гол. месса (a cappella, 1892), 150 псалмов (для 4 муж. голосов и органа, 1907); кантаты, 3 симф. картины к пьесе «Полиевкт» Корнеля (1881); камерно-инстр. произв, фп. и орг. пьесы, песни в сопровождении орк, мотеты, песни |