ТИНКТОРИС (Tinctoris) Йоханнес (Иоанн) (ок. 1435, по др. данным - ок. 1445, Нивель, Брабант - до 12 X 1511, место смерти неизв., по некоторым данным - там же) - франко-фламандский муз. теоретик и композитор. Обучался, по-видимому, «свободным искусствам» и праву. Был наставником мальчиков хора Шартрского собора. С 1472 служил при дворе неаполитанского короля Фердинанда I, нек-рое время состоял муз. воспитателем его дочери Беатрисы (с 1476 королева Венгрии, жена венг. короля Матьяша I Хуньяди). Посвятил ей 3 муз.-теоретич. трактата, в т. ч. известный «Определитель музыки». Обозначая род своей деятельности при дворе в Неаполе, Т. называл себя «магистр» (учитель, наставник), «капеллан», «музыкант», «знаток права», «математик» (т. е. теоретик музыки), также «кантор» (певчий). Известно, что в 1487 Фердинанд I направлял Т. во Францию (к королю Карлу VIII) с поручением набрать певцов для Корол. капеллы. О последних годах жизни Т. достоверных сведений нет; полагают, что он был каноником в Нивеле, возможно, жил в Неаполе. Еще при жизни Т. пользовался большой известностью, его упоминали в числе наиболее знаменитых музыкантов Вошел в историю музыки как один из крупнейших муз теоретиков. По муз-эстетич. взглядам Т. принадлежит к ярким представителям Ренессанса. Сохранилось 12 трактатов Т., из которых 11 вошли в последний том 4-томного издания Э. Кусмакера (Coussemaker E. de, «Scriptorum de musica medii aevi», v. 4, P., 1876). Трактаты: «Определитель музыки» («Terminorum musicae diffinitorum», ок. 1472-73) - первый в истории музыки систематич. муз-терминологич. словарь (ок 300 терминов); «Совокупность воздействии музыки» («Complexus effectuum musices», ок. 1473-74) - классификация и красочное описание назначения музыки; «Музыкальные пропорции» («Proportionale musices», ок. 1473-74) - развитие древнего пифагорейского учения о числовой основе муз. искусства, воспринятого, вероятно, через А. М. С. Боэция. Доводя до предела сложность отношений мензуральной ритмики, T приходит к ритмам в пропорциях 7:4, 8:5, 17:8, 13:5, 14:5 (совпадающим с сериальной ритмикой 20 в); «Книга имперфекции музыкальных нот» («Liber imperfectionum notarum musicalium», ок. 1474-75); «Трактат о правилах нотных длительностей» («Tractatus de regulari valore notarum», ок 1474-75) и « Трактат о нотах и паузах» («Tractatus de notis et pausis», ок. 1474-75) посвящены метроритмич. организации музыки; «Книга о природе и свойствах ладов» («Liber de natura et proprietate tonorum», 6 нояб. 1476) - о структуре ладовой системы; «Книга об искусстве контрапункта» («Liber de arte contrapuncti», 11 окт. 1477) - фундаментальное учение о контрапунктич. композиции (излагаются «8 общих правил контрапункта», проводится различие между контрапунктом «простым» и «цветистым», различие между произв. со стабильным текстом и с импровизируемым и др.); «Трактат об альтерациях» («Tractatus alterationum», после 1477) и «Статья о музыкальных точках» («Scriptum super punctis musicalibus», после 1477) - о ритме; « Описание руки» [«Гвидоновой»] («Expositio manus», после 1477) - о звуках муз. системы; «Об изобретении и применении музыки» [«De inventione et usu musicae», между 1480 и 1487 или ок. 1487; фрагменты опубликованы в кн К. Вайнмана (Weinmann К., «Johannes Tmctoris…», 1917)] - о пении и певцах, инструментах и исполнителях. Т.-композитору принадлежат 4 мессы, 2 мотета, ламентации, 7 франц. песен (шансон), итал. песня; ряд мотетов приведен Т. в «Книге об искусстве контрапункта» в качестве нотных примеров. |