ТИРАТА (итал. tirata, букв. - вытягивание; франц. tirade, также coulade, нем. Zug, Anlauffigur) - в музыке украшение в виде гаммаобразного диатонич. восходящего или нисходящего пассажа между двумя выдержанными звуками по образцу диминуции (3), а также форшлага из неск. звуков. Т. широко использовалась начиная с 17 в. Нередко она импровизировалась певцами и инструменталистами, в др. случаях выписывалась композиторами в нотах. Иногда Т. условно обозначалась знаком. Впервые понятие «Т.» встречается в работах Дж. Б. Бовичелли (1594), затем М. Преториуса (1619). Нем. муз. теоретики В. Принц и И. Г. Вальтер отмечали неск. типов Т. В «Музыкальном словаре» Вальтера их четыре: mezza - половинная Т., пассаж в объёме кварты, квинты; defective - неполная Т., превышает квинту, но не достигает октавы; perfecta - полная, октавного диапазона T.; aucta, или excedens, - увеличенная, или превышающая границы, - выходит за пределы октавы. И. Маттезон описывал также T. piccole - малую, в объёме терции в противоположность T. maggiori, или grosse, - большой. Один из характерных случаев применения Т. - в медленной вступит. части т. н. франц. увертюр и в произв., написанных по их типу (см. пример в колонке 532, вверху). В музыке эпохи барокко Т. часто понималась как музыкально-риторич. фигура, с которой связывались опредeл. образные представления, основанные на таких значениях слова Т., как «стрела», «выстрел». Это зафиксировано в «Правилах композиции» Вальтера, «Совершенном капельмейстере» Маттезона и др. работах. И. С. Бах. Сюита для клавира (1700-1703). В муз. произв. Т. нередко использовалась в связи с соответствующими словами текста («бежать», «стрелять», «бросать» и т. п.). Так, в «Библейских сонатах» И. Кунау, снабжённых комментариями, Т. применена на словах «бросается камень в лоб гиганту»: И. Кунау. «Библейская соната» No 1 (1700). О. И. Захарова. |