ТИТТА РУФФО (Titta Ruffo; наст. имя и фам. - Руффо Кафьеро Титта) (9 VI 1877, Пиза - 5 VII 1953, Флоренция) - итальянский певец (баритон). Сын кузнеца; в детстве работал в мастерской отца. В 1896 поступил в Академию «Санта-Чечилия», где занимался по классу пения у В. Персикини, по декламации - у известной актрисы В. Марини, но вскоре оставил занятия. Впоследствии брал частные уроки пения у С. Спарапани в Риме и Л. Кассини в Милане. В 1898 дебютировал в Риме в театре «Костанци» в партии Герольда («Лоэнгрин»). В том же году приглашён в театр «Арена» (Ливорно); исполненные им здесь партии графа ди Луна («Трубадур»), Генриха Астона («Лючия ди Ламмермур») и Риголетто принесли певцу широкую известность. В 1898-1904 пел во мн. городах Италии, в сезоне 1903/04 по приглашению А. Тосканини впервые выступил на сцене миланского театра «Ла Скала» в операх «Риголетто»; «Германия» Франкетти и «Гризельда» Массне. В 1904-07 пел в театре «Лирико-интернационале» (Милан). С 1900 с триумфальным успехом гастролировал в Европе [Лондон (т-р «Ковент-Гарден», неоднократно в 1901-15), Одесса (сезон 1904/05), Петербург (1905-07), Париж (1905, 1912, 1916-17), Москва (1906, также в Харькове, Киеве, Тбилиси), Лисабон (1906-1907), Монте-Карло (1906, 1908), Вена (1906), Мадрид (1908, неоднократно до 1914) и др.], Америке [Сантьяго (1900), Буэнос-Айрес (1902; в театре «Колон», 1908-16, а также в 1926, 1929, 1931), Монтевидео (1908-13, 1915), Рио-де-Жанейро (1908-13), Филадельфия (1912), Чикаго (1912, 1920), Нью-Йорк («Метрополитен-опера», 1912, 1922-29), Гавана, Мехико и др.]. После установления в Италии фашистского режима покинул родину, с 1925 выступал только за границей. В 1931 оставил сцену. В 1937 возвратился в Италию, чтобы отметить в кругу семьи в Риме своё 60-летие, был арестован, но вскоре, под влиянием мирового обществ. мнения, освобождён. В период 2-й мировой войны 1939-45, отказавшись от сотрудничества с итал. и нем. фашистами, нек-рое время вынужден был скрываться. В послевоенные годы жил во Флоренции, посвятив себя обществ. деятельности; в 1949 был избран делегатом 1-го Всемирного конгресса сторонников мира. Один из выдающихся баритонов мира, Т. Р. обладал феноменальными вок. данными - мощным голосом огромного диапазона и неповторимого по красоте тембра, поразительным по длительности звука дыханием. Его исполнение отличали глубокие, насыщенные и в то же время мягкие, бархатные низкие ноты, полнозвучный средний регистр и прозрачные, легко и свободно льющиеся, по-теноровому звонкие верхние ноты. Одарённый редким драм. талантом и бурным темпераментом, Т. Р. в исполнении выходил за рамки классич. школы бельканто. Певец находил необычайно впечатляющие тембровые краски для разнохарактерных оперных партий (от трагич. и драм. до острохарактерных, гротескно-сатирич. и ярко комедийных). Любимым героем Т. Р. был Гамлет («Гамлет» Тома; впервые он исполнил эту партию в 1906, в последний раз - в 1931, прощаясь с оперной сценой). Созданию образа Гамлета предшествовало глубокое изучение певцом шекспировской трагедии. В своём стремлении к реалистич. правде переживаний Т. Р. следовал за великими трагиками итал. драм. сцены Т. Сальвини и Э. Цаккони. Артист подлинно реалистич. склада, Т. Р. вместе с Э. Карузо и Ф. И. Шаляпиным составил триаду самых выдающихся мастеров оперной сцены 1-й трети 20 в. Обширным и разнообразным был репертуар певца. Р. Леонкавалло написал специально для него заглавную партию в опере «Царь Эдип» (1-е исп. 1920, Чикаго). Среди партий: Фигаро, Риголетто, Жермон, Яго, Амонасро, Фальстаф; граф ди Луна, Ренато, король Карлос, маркиз ди Поза («Трубадур», «Бал-маскарад», «Эрнани», «Дон Карлос»), Антонио, Малатеста («Линда ди Шамуни», «Дон Паскуале» Доницетти), Баркаба («Джоконда» Понкьелли), Скарпиа; Марсель («Богема»), Тонио; Жерар («Андре Шенье» Джордано), Нелюско («Африканка»), Валентин, Мефистофель («Фауст»), Эскамильо; Тельрамунд, Курвенал («Лоэнгрин», «Тристан и Изольда»), Дон Жуан, Демон, Борис Годунов. Мн. арии и сцены из опер в исполнении Т. Р. записаны на пластинки. Соч.: La mia parabola, Mil., 1937 (рус. пер. - Парабола моей жизни, М.-Л., 1966, Л., 1974). |