ТОХ (Toch) Эрнст (7 XII 1887, Вена - 1 X 1964, Лос-Анджелес) - американский композитор и педагог. Чл. Национального института искусств и литературы (США; с 1956). Изучал медицину и философию в Венском и Гейдельбергском университетах, технику композиции - самостоятельно. Учился игре на фп. у В. Реберга в консерватории во Франкфурте-на-Майне (1909-12); по её окончании преподавал фп. игру в Мангейме (1913-29) и Берлине (1929-33). После прихода к власти фашистов жил в Париже, Лондоне (1933), США (с 1934). Читал лекции по муз. эстетике в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (1935-36), работал в Голливуде (с 1937; писал музыку к кинофильмам), преподавал композицию в Ун-те Юж. Калифорнии в Лос-Анджелесе (1939-41). В 1950-58 жил гл. обр. в Швейцарии, с 1958 - в Санта-Монике (Калифорния). Муз. язык Т. традиционен и несколько эклектичен (в основном романтич. характера), многим соч. свойственны мелодич. разнообразие, ритмич. острота, стройность формы; симф. произв. отличаются мастерством инструментовки, фортепьянные - виртуозной техникой письма. Музыка Т. широко исполнялась в кон. 40-х - нач. 50-х гг., гл. обр. в США; ряд его соч. отмечен премиями ФРГ, Австрии и США (в т. ч. 3-я симфония, пр. Пулицера, 1955). Автор работ о музыке. Соч.: оперы - Принцесса на горошине (Die Prinzessin auf der Erbse, по сказке X. К. Андерсена, 1 д., 1927, Баден-Баден), Опахало (Der Fächer, радиопостановка, 1930, Кенигсберг), Последняя сказка (The Last tale, 1962, Нью-Йорк); для солистов, хора и орк. - кантаты О моей родине (An mein Vaterland, с органом, 1915), Вода (Das Wasser, с чтецом и камерным орк., 1930), Кантата горьких трав (Cantata of the bitter herbs, с чтецом, 1941) и др.; для орк. - симфонии (1950, 1953, 1955, 1957; 5-я, Иевфай, 1963; «рапсодическая поэма» для струн. орк., 1964), симфониетта для струнных (1964), увертюры - Пиноккио (1936) и Цирк (Zirkus, 1954), сюиты - Пёстрая (Bunte Suite, 1929), Маленькая театральная сюита (Кleine Theater-Suite, 1931), 3 пантомимы (1964) - Capriccio, Кукольное представление (Puppet-show), Влюблённый Арлекин (The enamoured harlequin), пьесы; концерты - 2 для фп. с орк. (1926, 1932), для влч. и камерного орк. (1925); пьеса для бэнда Игра (Spiel, 1926); камерно-инстр. ансамбли - сонаты: для скр. с фп. (1928), влч. с фп. (1929), дуо для 2 скрипок, сонатинетта для дух. трио (1959), 13 струн. квартетов, фп. квинтет (1938), 5 пьес для духовых и ударных (1959); 3 экспромта - для скр. соло, для альта соло, для влч. соло (1963); Музыка (Musik, по Р. М. Рильке, 1931) для голоса с орк.; для голоса и камерного орк. - пьесы: Китайская флейта (Die chinesische Flöte, для 14 инструментов и голоса, 1922, 2-я ред. 1949), Фантомы (Phantoms, с чтецом и жен. хором, 1960); для фп. - соната (1928), сонатинетта, бурлеска, 5 capriccetti, этюды, Профили (Profiles, 1948) и др., соната в 4 руки (1962); хоры; песни; музыка к спектаклям драм. театра, кинофильмам и радиопостановкам. Лит. соч.: Melodielehre, В., 1923 (рус. пер. - Учение о мелодии, М., 1928); The Shaping forces in music, N. Y., 1948; Placed as a link in this chain. A medley of observations, Los Ang., 1971. |