ТОЛЬБА Вениамин Савельевич [р. 12 XI 1909, Харьков] - советский дирижёр. Нар. арт. УССР (1957). В детстве обучался игре на скрипке, в 1926-28 учился в Ленингр. центр. муз. техникуме у П. Б. Рязанова (композиция), Д. Д. Шостаковича (чтение партитур), X. С. Кушнарёва (гармония), в 1932 окончил Харьковский муз.-драм. институт, занимался у С. С. Богатырёва (композиция и муз.-теоретич. предметы) и Я. А. Розенштейна (дирижирование). Дирижёрское мастерство совершенствовал у Г. Адлера, А. Э. Маргуляна, А. М. Лазовского. Исполнит. деятельность начал как скрипач в симф. оркестре Харьковской филармонии. Как дирижёр дебютировал в 1928 на радио. В 1931-41 дирижёр Харьковского театра оперы и балета, в 1934-35 - Укр. театра оперы и балета. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 с этими театрами (они объединились) работал в Иркутске (1942-44). В 1944-59 дирижёр Укр. театра оперы и балета. В 1932-33 преподавал в Харьковском муз.-драм. институте, в 1934-35 - в консерватории; в 1946-73 дирижёр оперной студни и преподаватель Киевской консерватории (с 1962 профессор). Воспитал плеяду оперных певцов, среди них - Л. И. Масленникова, Э. М. Томм, Л. Д. Лобанова, Д. М. Гнатюк, Е. С. Мирошниченко, Е. И. Червонюк, М. И. Шевченко, А. И. Кикоть. Т. принадлежит к числу наиболее видных дирижёров Сов. Украины; его исполнение отличают тонкое чувство стиля, умение достигнуть ансамблевой слаженности, отточенность деталей. Осуществил первые пост. укр. сов. опер: «Наймичка» Вериковского (1943), «Честь» Жуковского (1947), «Молодая гвардия» (1947) и «Заря над Двиной» (1955) Мейтуса, «Милана» (1957) и «Арсенал» (1960) Г. Майбороды, балет «Ростислава» Жуковского (1956). Значит. событием в муз. жизни Украины стали его пост. опер: «Иван Сусанин» (Гос. пр. СССР, 1949), «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Снегурочка», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Лоэнгрин», «Кармен», «Отелло» и др. Выступает и как симф. дирижёр; под его руководством были впервые исполнены 1-я симфония (2-я ред., 1958) и концерт для фп. с оркестром (2-я ред., 1963) Л. Н. Ревуцкого и мн. сочинения др. укр. композиторов. Ему принадлежит инструментовка оперы Н. В. Лысенко «Ноктюрн», ред. 2-й симфонии Ревуцкого. Автор муз.-критич. статей и рецензий (ок. 20), в т. ч. «Оркестр i диригент» («Мистецтво», 1966, No 1, 2), «Дирижёр глазами дирижёра» («СМ», 1973, No 11), «До проблем виконавства» («Музика», 1976, No 2, 3) и др. |