ТОМСОН (Thomson) Вёрджил (р. 25 XI 1896, Канзас-Сити, штат Миссури) - американский композитор и муз. критик. Изучал композицию под рук. Э. В. Хилла (1919-22) в Гарвардском университете и у Р. Скалеро в школе музыки Д. Маннеса (1923) в Нью-Йорке, у Н. Буланже (1921) в Париже. Был ассистентом в классе композиции Дейвисона в Гарвардском университете (1920-25), церк. органистом и хормейстером в бостонской Корол. капелле (1922-23). Жил в Париже (1925-40), где общался с композиторами «Шестёрки», с молодыми франц. поэтами и художниками; особое внимание на формирование эстетич. принципов Т. оказал Э. Сати. В Париже были написаны и исполнены первые произв. Т., в т. ч. на слова и на либретто амер. писательницы Г. Стайн (пьеса для 4 муж. голосов и фп. «Капитал, капиталы», - «Capital, Capitals», 1927; опера «Четверо святых в трёх действиях», 1928). С нач. 30-х гг. был связан с театрами в Хартфорде (Коннектикут) и Нью-Йорке, по заказам которых написал ряд произв., в т. ч. музыку к пьесам У. Шекспира, а также к трагедиям Софокла и Еврипида. Совм. с А. Коплендом, Р. Сешнсом и Р. Харрисом пропагандировал новейшие симф. произв. амер. композиторов, в качестве дирижёра включал их в программы своих выступлений с парижским, лондонским, бостонским, филадельфийским, нью-йоркским и др. крупнейшими оркестрами. В 1940-54 руководил муз. отделом газ. «New York Gerald Tribune», в которой публиковал обзоры муз. жизни; в ряде статей отстаивает права композиторов в США и др. странах. Ранние произв. Т. написаны в стиле, который он определил как «необарокко»; в них претворены традиции старинной амер. музыки - пуританского хорала и гимна, а также негр. танц. муз. искусства (опера «Четверо святых в трёх действиях»; «Sonata da chiesa» для кларнета, трубы, альта, англ. рожка и тромбона в 3 частях - хорал, танго, фуга; Симфония на тему Гимна, 1928). В 40-50-х гг. создавал произв. в жанрах т. н. муз. портретов и ландшафтов для фп. и др. инструментов - муз. картины-воспоминания (ок. 100), в т. ч. о Париже (12 портретов франц. друзей и 3 ландшафта; изданы в неск. сборниках). Соч.: оперы - Четверо святых в 3 действиях (Four Saints in three acts, 1928; 1934, Хартфорд), Мать всех нас (The Mother of us all, 1947, Нью-Йорк), Лорд Байрон (Lord Byron, 1968; 1972, Нью-Йорк); балет Бензоколонка (Filling station, 1938, Хартфорд, Коннектикут; на его основе орк. сюита, 1937); для орк. - Симфония на тему Гимна (Symphony on a Hymn tune, 1928), симфония (1931), 5 сюит, в т. ч. В честь Старой Англии (Suite in homage to an Earlier England, 1966), пьесы - 5 портретов (1937-44), ландшафты: Сена ночью (The Seine at night, 1947), Пшеничное поле в полночь (Wheatfield at noon, 1948), Морская пьеса с птицами (Sea piece with birds, 1952), 2 сентиментальных танго (Sentimental tangos, 1923), каноны для Дороти Томсон (1942), Торжественная музыка и фуга (Fugue to follow A Solemn music, 1962) и др.; для инструмента с орк. - концерты для влч. (1949), флейты, струнных и ударных (1954), концерт-вальс для трубы и дух. орк. (1949); камерно-инстр. ансамбли - пьесы для скр. с фп., в т. ч. портреты, струн. квартеты (1931, 1932), 5 портретов для 4 кларнетов (1929); для голоса с орк. - поэма Праздник любви (The Feast of love, с камерным орк., 1964), 5 песен на сл. У. Блейка (1952); Stabat Mater (на франц. текст) для сопрано и струн. квартета (1931); 7 хоров a cappella (из «Медеи» Еврипида, 1934); церк. соч. - Dе profundis (для хора, 1920, 2-я ред. 1951), месса (для унисона голосов или солиста, 1960), Missa pro defunctis (для хора и орк.), две Missa brevis (для муж. хора, 1924; жен. хора, 1934) и др.; хоры на стихи У. Уитмена (1961); для фп. - ок. 50 портретов (в т. ч. 40 - в 5 тетрадях, 1929-45), этюды (2 сборника, 1943-1944 и 1940-51); пьесы для органа; 8 портретов для скр. соло (1928-40); соната для флейты соло (1943); этюды для аккордеона Жалобы (Lamentations, 1959), музыка к спектаклям драм. театра и многочисл. кинофильмам (на основе музыки к некоторым из них созданы орк. пьесы). Лит. соч.: The state of music, N. Y., 1939, 1962; The musical scene, N. Y., 1945, 1968; The art of judging music, N. Y., 1948, 1969; Music, right and left, N. Y., 1951; Virgil Thomson [autobiography], N. Y., 1966, L., 1967; Music reviewed, 1940- 1954, N. Y., 1967; American music since 1910, N. Y., 1971. ТОМСОН (Thomson) Сезар (18 III 1856, Льеж - 22 VIII 1931, Виссоне) - бельг. скрипач и педагог. До 7-летнего возраста учился игре на скрипке у отца, затем - у Ж. Дюпюи в Льежской консерватории. Окончив консерваторию в 11 лет (с золотой медалью), совершенствовался под руководством крупнейших мастеров - А. Вьётана, Г. Венявского, Ю. Леонара, Л. Ж. Массара. С 1873 служил камерным музыкантом в Лугано у известного рус. мецената барона фон Дервиса, жившего тогда в Италии. Одноврем. (до 1879) концертировал в городах Италии. С 1879 концертмейстер «Бильзе-оркестра» в Берлине. Как солист прославился после выступления в 1882 на муз. фестивале в Брюсселе. В том же году стал профессором Льежской консерватории, в 1897 - Брюссельской (был преемником Э. Изаи), в 1914 - Парижской, в 1924-27 - консерватории в Итаке и Джульярдской муз. школы в Нью-Йорке (США). Гастролировал в Германии, Великобритании, США. Получил известность и как ансамблист - играл в основанном им (1898) в Брюсселе квартете (с Ш. Ламурё, Вану, Э. К. Жакобом). Т. - выдающийся представитель бельг. скрипичной школы; обладал тонким художеств. вкусом, его игра характеризовалась прекрасным звуком, отточенной блестящей техникой, бравурностью, яркой эмоциональностью, в то же время его исполнение отличалось поэтичностью. Большое место в репертуаре занимали виртуозные произв., особенно Н. Паганини. Т. принадлежат многочисл. конц. обработки для скрипки произв. А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини; наибольшую популярность на конц. эстраде получила его обработка пассакальи Г. Ф. Генделя. Основываясь на выработанных Т. приёмах игры, Ц. Кёккерт создал инструктивный труд «Рациональные принципы скрипичной техники» (Кoeckert G., «Les principes rationnels de la technique du violon», Lpz., 1904). В. Ю. Григорьев. |