ТОНАДИЛЬЯ (испан. tonadilla, букв. - песенка, уменьшит. от tonada - песня) - испанская музыкальная комедия сер. 18 - нач. 19 вв. Как правило, исполнялась в виде интермедии, острохарактерной сценки с пением и плясками в антракте между актами комич. оперы. Известно ок. 2000 Т., предназначенных для разл. исполнит. составов (для соло, дуэта, трио, обычно - не более чем для 12 участников, а также оркестра, иногда и хора). Для многих Т. характерно трёхчастное строение: интрада, coplas и финал с использованием жанров сегидильи и тираны. Т. отличают динамизм и стремительность развития действия, связь с нар. муз. жанрами, песенность мелодий, простота и доступность муз. языка. Т. восходит к первым опытам испан. лирич. театра, инстр. прологи к пьесам которого иногда назывались «тоно». Позднее появились вок. интермедии (entremes cantado), состоявшие из неск. куплетов, предназначенных первоначально для сольного исполнения, а затем для дуэта, трио и т. д. с включением разговорной речи. Этот жанр впоследствии получил название тонады или baile de bajo (аккомпанировали обычно гитара, виолончель и контрабас). Приблизительно к 1740 в Т. стали включать куплеты с припевом. Одним из первых создателей Т. был Л. Мисон, который написал ок. 180 произв. этого жанра (сохранились только 4 из них). Большое количество Т. создали А. Герреро, П. Эстеве (ок. 340 Т.), Б. де Ласерна (ок. 800 Т.); Т. писали также М. Пла, М. Феррейра, П. де Мораль. Певец, гитарист и композитор М. дель Пополо Висенте Гарсия считается последним из «тонадильерос». Он написал ок. 70 Т.; песня (поло) из его Т. «Мнимый слуга» («El criado fingido», 1804) использована в антракте к 4-му д. оперы «Кармен» Бизе. Т. достигла расцвета в 70-90-х гг. 18 в. Впоследствии в Т. сказалось влияние итал. оперы и франц. опера комик. Художеств. опыт Т. был развит некоторыми из испанский композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Особый интерес представляет «Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле» («Colection de Tonadillas escritas en estilo antiguo») Гранадоса для голоса и фп.; несмотря на камерность замысла в них сохранились черты сценич. действия. |