ТОРЕЛЛИ (Torelli) Джузеппе (22 IV 1658, Верона - 8 II 1709, Болонья) - итальянский композитор и скрипач. В юности учился у Дж. Массароти в Вероне. Занимался в Болонской филармонич. академии у Дж. А. Перти (композиция) и, по-видимому, у Э. Гайбары (скрипка), в 1684 избран чл. академии. С 1686 играл в капелле болонской базилики Сан-Петронио (вначале на виолетте, в 1686-95 - на теноровой виоле). В кон. 90-х гг. жил в Ансбахе и Вене (был солистом и концертмейстером придв. оркестра), где написал ораторию «Адам, изгнанный из земного рая» («Adam aus dem Irdischen Paradiess verstossen»). В 1701 вернулся в Болонью, стал скрипачом-солистом капеллы, руководимой Перти. Наряду с А. Корелли, Дж. Б. Витали, Дж. Бенвенути был одним из ведущих представителей болонской скрипичной школы. Т. внес существ. вклад в развитие осн. жанров совр. ему итал. музыки - трио-сонаты и сольного скр концерта. Наряду с А. Страделлой Т. одним из первых обратился к жанру concerto grosso (его concerti grossi выявляют концертирующие возможности двух скрипок, составляющих группу concertino). Созданные им concerti grossi с участием одного или двух духовых инструментов в известной мере послужили прообразом ранней симфонии. Т. способствовал также зарождению жанра квартета, введя альт (владел этим инструментом так же свободно, как и скрипкой) в партитуру концертов ор. 5 и 6. Значительно расширил возможности сольного использования скрипки (напр., в 12 трехчастных концертах ор. 6). Его сольные концерты ор. 8 (1709; ор. 8 помимо 6 сольных концертов включает 6 concerti grossi) - это в основном 3-частные композиции, средняя медленная часть которых образует яркий контраст с двумя быстрыми крайними частями. Смелая для своего времени трактовка скрипки и как кантабильного (он часто поручает ей выразит. певучие темы и развернутые лирич. эпизоды), и как виртуозного (высокий, доходящий до 7-й позиции регистр, двойные ноты, 4-гол. арпеджио, блестящие фигурации, pizzicato, игра на грифе и т. д.) инструмента позволяет считать Т. одним из создателей жанра итал. скр. концерта, окончательно сложившегося в творчестве А. Вивальди. При жизни Т. в Болонье изданы многие его произв. В рукописи остались 30 «симфоний» для духовых и смычковых инструментов, 3 concerti grossi, «симфония» для скрипки и виолончели, соната для скрипки с basso contmuo, соната для виолончели с basso continuo. Соч.: (издания) Sonate [10] a tre stromenti con il basso continuo, op. 1, Bologna, 1686; Concerto da camera [12 сюит] a due violini e basso, op. 2, Bologna, 1686; Sinfonie [12] a 2, 3, e 4 stromenti, op. 3, Bologna, 1687; Concertino per camera [12 сюит] a violino e violoncello, op. 4, Bologna, [s. a.]; Sinfonie [6] a tre e concerti [6] a quattro, op. 5, Bologna, 1692; Concerti musicali a quattro, op. 6, Augusta, 1698; Capricci musicali a violino e viola overo arciliuta, op. 7, [s. 1. es. a.]; Concerti grossi [12] con una pastorale per il santissimo Natale, op. 8, Bologna, 1709; переиздания - Кonzert für Streichorchester, op. 6, No 1, hrsg. W. Кolneder, Mainz, [s. a.]; Кonzert für Streichorchester und Basso continuo, op. 6, No 10, hrsg. H Engel, Кassel, 1963; Concerti a due violini, orchestra d'archi e cembalo, op. 8, No 1, 3, a cura di R. Santi, Mil., [s. a.], Кonzert für 2 Violinen, Streichorchester und Cembalo, op. 8, No 2, bearbeitet von В. Paumgartner, Mainz, [s. a.]; Concerti a violino, orchestra d'archi e cembalo, op. 8, No 7, 9, a cura di R. Santi, Mil., [s. a.], также No 9, bearbeitet von В. Paumgartner, Z., 1950, то же, a cura di M. Abbado, Mil., 1968; Sonata für Violoncello und Basso continuo, hrsg. F. Giegling, Кassel, 1958, 1968; Trompetй-concerto, 2 Sonaten for Trompete, string orchestra and Basso continuo, ed E. H. Tarr, pt. 1-3, L., 1968-73, и др. |