ТОРРЕФРАНКА (Torrefranca) Pаусто Аканфора ди (1 II 1883, Монтелеоне-ди-Калабрия, ныне Вибо-Валентия - 26 XI 1955, Рим) - итальянский музыковед, муз. критик. Учился в Политехникуме в Турине; спец. муз. образования не получил; историю музыки и муз. эстетику изучал самостоятельно; гармонии и контрапункту обучался у Э. Лены. Читал лекции по истории музыки в Римском университете (1913; по инициативе Т. здесь была создана первая в Италии кафедра истории музыки и муз. эстетики), в консерватории «Сан-Пьетро а Майелла» в Неаполе (с 1914), в католич. университете Сакро-Куоре в Милане (1930-35), во Флорентийском университете (1941-1953). Директор библиотек неаполитанской («Сан-Пьетро а Майелла», 1915-23) и Миланской (1924-40) консерваторий. Т. - автор многочисл. трудов по истории музыки и муз. эстетике, осн. круг его интересов - эволюция муз. стилей, итал. инстр. музыка 18 в., история сонатной формы. В ранних работах заметно влияние эстетики Б. Кроче. Систематически выступал в периодич. печати. С 1907 в течение 25 лет публиковал свои работы в журн. «Rivista musicale italiana». Не сумел оценить значения творчества Дж. Пуччини и в ряде работ выступил с резкой критикой его оперных соч. Член разл. итал. и заруб. академий, в последние годы жизни - вице-президент Международного музыкального совета. Соч.: L'alliterazione musicale, «RMI», 1907, v. 14, No 1-4; R. Strauss e l'«Elektra», Torino, 1909; La vita musicale dello spirito: la musica, le arti, il dramma, Torino, 1910; L'intuizione musicale quale sintesi a priori estetica, Torino, 1911; Giacomo Puccini e l'opera internazionale, Torino, 1912; L'impressionismo ritmico e le sonate del cav. Della Ciaja, «Vita musicale», 1913, v. 6; Le Sinfonie dell' imbrattacarte: G. B. Sammartini, «RMI», 1913-15, v. 20, No 2, v. 21, No 1-2, v. 22, No 3-4; L'opera come spettacolo, «Nuova Antologia», 1916, v. 21; A. Boito. La critico musicale, Florence, 1919; Influenza di alcun i musicisti Italiani vissuti a Londra su W. A. Mozart, в кн.: Bericht ьber den Musikwissenschaftlichen КongreЯ in Basel, Lpz., 1925; La scenografia dell'opera dal seicento al romanticismo, «Il Pianoforte», 1927, v. 8, No 5-6; Musica e storia della musica, «Acta musicologica», 1932, v. 4, fasc. 1; I valori della musica: rivalutazioni e orientamenti, «Rass. mus.», 1929, v. 2, No 1; L'officina dell'opera, там же,1930, v. 3, No 2; W. A. Mozart e il quartetto italiano, в кн.: Bericht ьber die musikwissenschaftliche Tagung der Internationalen Stiftung Mozarteum in Salzburg…, 1931, Lpz., 1932; Il segreto del Quattrocento. Musiche ariose e poesia popolaresca, Mil., 1939 (нов. изд. - Bologna, 1972); Problemi Vivaldiani, в кн.: Кongreβbericht. Internationale Gesellschaft für Musikwissenschaft. 4. КongreЯ, 1949, Basel, [1950]; Origine e significato di repicco, partita, ricercare, sprezzatura, там же, 5. КongreЯ, Utrecht, 1952, Amst., 1953; G. B. Platti e la sonata moderna, Mil., 1963; Avviamento alla storia del quartetto italiano, «L'Approdo Musicale», 1966, No 23. |