ТОСКАНИНИ (Toscanini) Артуро (25 III 1867, Парма - 16 I 1957, Нью-Йорк) - итальянский дирижёр. В раннем детстве проявил исключит. муз. одарённость. В 1885 окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини (1-я пр. среди выпускников). В студенч. годы руководил организованным им из соучеников небольшим оркестром. В 1886 участвовал в гастролях итал. оперной труппы в Рио-де-Жанейро в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера и коррепетитора, тогда же дебютировал как дирижёр (без репетиции, по памяти дирижировал оперой «Аида»). В 1887-98 дирижёр оперных театров Турина, Милана и др. итал. городов, дирижировал премьерами опер «Паяцы» Леонкавалло (1892), «Богема» Пуччини (1896) и др. С 1896 выступал в симф. концертах (в 1898 впервые в Италии исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского). В 1898-1903, 1906-08 и 1921-29 гл. дирижёр театра «Ла Скала» в Милане. Одновременно (с 1928) работал в США. Надолго покинул Италию в 1929, не желая сотрудничать с итал. фашистами. Возглавлял летние оперные сезоны в Буэнос-Айресе (1901, 1903, 1904, 1906, 1912). В 1908-15 гл. дирижёр театра «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), где руководил премьерой оперы «Девушка с Запада» Пуччини (1910) и первой в США пост. «Бориса Годунова» (1913). В 1926-28 возглавлял Нью-Йоркский филармонич. оркестр, в 1928- 1936 гл. дирижёр объединённого (после слияния с Нью-Йоркским симф. оркестром) Нью-Йоркского филармонич. оркестра, в 1937-54 - симф. оркестра Нац. радио США (NBC). В 1930-31 неоднократно выступал на Байрёйтских и Зальцбургских муз. фестивалях (отказался от участия в них после прихода к власти фашистов в Германии). В 1942 впервые в США исполнил (транслировалась по радио) 7-ю (т. н. Ленинградскую) симфонию Шостаковича. В 1946-49 работал в Италии. Дирижёрская деятельность Т. продолжалась ок. 70 лет (до 1954). Т. - один из крупнейших дирижёров 20 в. Отличался ярким артистич. темпераментом, исключит. муз. памятью; точно воспроизводил авторский замысел (бережно относясь к нотному тексту, к выполнению всех ремарок, принципиально отвергал вольности в интерпретации). Как в опере, так и на конц. эстраде достигал огромной силы и глубины художеств. впечатления. Поражал энергией и почти гипнотич. силой внушения. Огромный репертуар Т. (от соч. И. С. Баха до соч. Д. Д. Шостаковича) включал оперы Дж. Верди и Р. Вагнера и симфонические произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Шуберта и др. композиторов (классиков и романтиков). Имеются многочисл. записи (в т. ч. его репетиций). |