ТОЗИ (Tosi) Пьер Франческо (1654, Чезена - 1732, Фаэнца) - итальянский певец-кастрат, вок. педагог, теоретик и композитор. Музыке обучался у своего отца, органиста и композитора Джузеппе Феличе Т. С 1682 жил в Лондоне, здесь в 1692 открыл школу пения. В 1705 переехал в Вену, где до 1711 занимал должность придв. капельмейстера, совмещая её с дипломатич. службой. С 1723 жил попеременно в Болонье и Лондоне; в 1730 в Болонье принял сан священника. В 1732 поселился в Фаэнце. Т. выступал преим. как камерный певец, получил признание в Италии и др. европ. странах. Его пение отличалось глубокой выразительностью, благородством, тонким чувством стиля, совершенным вокальным мастерством. Широкую известность принёс Т. его теоретич. трактат «Рассуждения о певцах старинных и современных, или Примечания по поводу изобразительного пения» («Opinioni de'cantori…», 1723). Это по существу первый крупный науч. труд, посвященный осн. проблемам вок. искусства: методу преподавания, постановке голоса, исполнению апподжиатур, трелей, пассажей, каденций, правильности произношения и чистоте дикции в пении, соотношению в исполнении речитативов и арий трёх вок. стилей - театр., камерного и церковного, сочетанию темпа rubato и ритмич. точности, контрастному сопоставлению динамич. оттенков forte и piano, колоратурной импровизации - её границам, мере, излишествам, значению проф. ответственности, этики, высокой артистич. миссии певца как музыканта-исполнителя. Книга является ценным культурно-историч. документом кон. 17 - нач. 18 вв., она даёт представление и о муз.-эстетич. направлениях эпохи позднего барокко. Опубликованный в 1723 в Италии, трактат затем был издан в переводах на англ. (1742), нем. (1757), франц. (1874) и рус. (в кн.: Мазурин К., «Методология пения», т. 1, М., 1902, с. 107-89) языки; сохраняет своё значение и поныне (в 1960-е гг. осуществлён ряд его переизданий на разл. языках, включая и факсимильные). Т. - автор оратории «Мученичество Св. Екатерины» («Il Martirio di S. Caterina», W., 1701) и кантат для голоса в сопровождении клавесина. Соч.: Opinioni dei cantori antichi e moderni, о sieno Osservazioni sopra il canto figurato, Bologna, 1723, факсимильное изд., N. Y., 1968 («Monuments of music and music literature in facsimile»). |