ТРАМБИЦКИЙ Виктор Николаевич [31 I (12 II) 1895, Брест-Литовская крепость - 13 VIII 1970, Ленинград] - советский композитор, педагог и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. искусств РСФСР (1946). Окончил Муз. уч-ще РМО в Вильнюсе. С 1915 брал уроки композиции у В. П. Калафати в Петрограде, в 1917-19 учился у него в Петрогр. консерватории (одноврем. занимался на юридич. ф-те университета). В 1917-19 инструктор и организатор концертов Муз. отдела Наркомпроса. В период учёбы работал в студии В. Э. Мейерхольда, писал музыку для массовых празднеств в Петрограде, участвовал в создании орк. редакции «Интернационала». С 1919 дирижёр и муз. руководитель передвижных театр. коллективов. С 1925 жил в Свердловске; внёс большой вклад в развитие муз. культуры Урала, в 1930-33 организатор и ст. редактор музыкального радиовещания. В 1944-48 пред. Свердловского отделения CК, в 1960-68 секретарь правления CК РСФСР. В 1936-61 преподавал композицию и муз.-теоретич. предметы в Свердловской консерватории (с 1939 профессор), с 1944 зав. кафедрой. Среди его учеников по композиции - В. Д. Биберган, Л. А. Лядова, А. А. и Ю. А. Муравлевы, О. А. Моралев, Е. П. Родыгин, Г. Н. Топорков, по орк ции естровке - Б. Д. Гибалин, Э. С. Колмановский, Д. Д. Аюшеев, Б. Б. Ямпилов. С 1961 жил в Ленинграде. Для муз. языка Т. характерно органич. сочетание мелодики широкого дыхания с выразительной декламационностью. Мн. страницы музыки Т. отличает романтическая взволнованность. Центр. место в его творчестве занимают оперы. Композитора привлекали драм. сюжеты, герои, олицетворяющие высокие нравственные принципы. В ряде его опер воплощены образы современников. Мастер орк. письма, он создал ряд симф. произв., в последние годы жизни интенсивно работал в области камерной вок. музыки. Знаток нар. песни, Т. положил начало собиранию и изданию уральского фольклора, оказавшего влияние на его творчество. Т. принадлежит науч.-теоретич. исследование «Гармония русской песни». Соч.: оперы - Карнавал жизни (Бианка) (1921, Передвижной театр, Краснодар), Овод (либр. Т., 1929, Свердловский театр оперы и балета), Гнев пустыни (либр. Т., 1930), Великий путь (либр. Т., 1932, Свердловск, Радио), Орлёна (1935, Свердловский театр оперы и балета; 2-я ред. - За жизнь, 1938, там же), Гроза (1943, там же, 2-я ред. 1957), Дни и ночи (1950), Кружевница Настя (либр. К. Г. Паустовского совм. с Т.; 1963, Ленингр. театр оперы и балета), Память сердца (1968); сюита Спите, любимые братья (для тенора, хора и орк.; сл. С. А. Есенина, 1970); для орк. - Симфония памяти Н. А. Островского (1945), симф. поэмы Весна (1926), Капитан Гастелло (1943), симф. сюита В пути (1932), Симф. этюды-картины (1954), 2 симф. эскиза на тат. темы (1933); для скр. с орк. - концерт (1920), фантазия на уральскую нар. тему (1942); сюита для струн. квартета (1925); для фп. - прелюдии (1920), Из детской жизни (1935), Хороводы (1937-65); для голоса и фп. - вок. циклы: Северные сказы (на тексты нар. сказителей, 1941); Из военной лирики (сл. E. M. Винокурова, 1950), Из неоглядных далей (сл. М. А. Дудина, 1969), Сердце женское с тобою (сл. О. Ф. Берггольц, А. А. Ахматовой и др., 1970), 3 романса на сл. Есенина (1969), 4 романса на сл. Ахматовой (1970); обр. рус. нар. песен, музыка для драм. театра. Лит. соч.: О народности, «СМ», 1953, No 4; Полифоническая основа русской песенной гармонии, в сб.: Советская музыка, М., 1954; Плагальность и родственные ей связи в русской песенной гармонии, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1955; Гармонические системы семиступенных звукорядов, применяемых в русской песне, в сб.: Научно-методические записки Уральской гос. консерватории, вып. 1, Свердловск, 1957; Возможности теоретического музыкознания, «СМ», 1957, No 2; Значение замысла, там же, 1959, No 2; О «фразе» в опере, там же, 1960, No 11; Труд исторического значения [об «Основах оркестровки» Н. А. Римского-Корсакова], там же, 1969, No 3; Как же готовить оперную премьеру?, там же, 1969, No 10. |