ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА - тип композиционной структуры, со 2-й пол. 17 в. применяемый в европ. проф. музыке в качестве формы целой пьесы или её части. Т. ф. в спец. значении термина предполагает не только наличие трёх осн. разделов, но и ряд условий, касающихся соотношения этих разделов и их структуры (общепринятые определения Т. ф. ориентируются гл. обр. на произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена раннего и среднего периодов творчества, однако аналогич. формы в музыке более позднего времени нередко отличаются от классич. вида). Различают простую и сложную Т. ф. В простой 1-я часть представляет собой однотональный или модулирующий период (либо заменяющее его построение), средняя часть, как правило, не имеет устойчивой структуры, а 3-я часть является репризой первой, иногда с расширением; возможен и самостоят. период (безрепризная Т. ф.). В сложной Т. ф. 1-я часть - обычно простая двух- или трёхчастная форма, средняя часть по структуре близка 1-й или более свободна, а 3-я часть - реприза первой, точная или видоизменённая (в вок. соч. - повторение музыки, но не обязательно и словесного текста). Встречается и промежуточный вид между простой и сложной Т. ф.: средняя (вторая) часть - в простой двух- или трёхчастной форме, а крайние - в форме периода. Если последний не уступает по размерам и значению средней части, то вся форма ближе к сложной Т. ф. (Вальс ор. 40 No 8 для фп. П. И. Чайковского); если же период невелик, то к простой с обрамляющими её вступлением и заключением («Песня Индийского гостя» из оперы «Садко» Римского-Корсакова). Вступление и заключение (кода) встречаются в любом виде Т. ф., как и связующие части между осн. разделами, иногда развёрнутые (особенно в сложной Т. ф. между средним разделом и репризой). Первый раздел Т. ф. выполняет экспозиционную функцию (в сложной Т. ф. - с элементами развития), т. е. представляет собой изложение темы. Середина (2-я часть) простой Т. ф. - чаще всего развитие муз. материала, изложенного в 1-й части. Встречаются средние части, построенные на новом тематич. материале, контрастирующем материалу крайних частей (Мазурка C-dur op. 33 No 3 Шопена). Иногда средняя часть содержит как новый материал, так и развитие темы 1-й части (3-я часть - ноктюрн - из 2-го струн. квартета Бородина). В сложной Т. ф. средний раздел почти всегда контрастирует крайним; если он написан в формах периода, простой двух- или трёхчастной, его часто называют трио (поскольку в 17 - нач. 18 вв. он обычно излагался трёхголосно). Сложная Т. ф. с такой средней частью применяется преим. в быстрых, в частности танц., пьесах; с менее оформленной, более текучей средней частью (эпизодом) - чаще в медленных пьесах. Смысл репризы Т. ф. обычно состоит в утверждении осн. образа пьесы после контрастирующего либо в воспроизведении главной муз. мысли в целостном виде после развития её отд. сторон и элементов; в обоих случаях реприза способствует завершённости формы. Если реприза изменена так, что в ней создаётся новый уровень напряжения по сравнению с 1-й частью формы, то Т. ф. называется динамической (такие формы значительно чаще встречаются среди простых Т. ф., нежели сложных). Изредка реприза простой Т. ф. начинается не в главной тональности («Забытый вальс» No 1 для фп. Листа, «Сказка» ор. 26 No 3 для фп. Метнера). Иногда возвращается главная тональность, но не тема 1-го раздела (т. н. тональная реприза; «Песня без слов» g-moll No 6 для фп. Мендельсона). Т. ф. может быть расширена и обогащена посредством повторения её частей, точного или варьированного. В простой Т. ф. нередко повторяется 1-й период, в отд. случаях с транспозицией или частичной транспозицией в др. тональность (1-я часть Траурного марша - до трио - из сонаты No 12 для фп. Бетховена; «Забытый вальс» No 1 для фп. Листа; этюд ор. 25 No 11 Шопена; марш ор. 65 No 10 для фп. Прокофьева). Не менее часто повторяются середина и реприза. Если варьирование середины или 3-го раздела при их повторении связано с изменением тональности, то форма называется простой двойной трёхчастной и приближается к рондообразной. В сложной Т. ф. по её окончании изредка повторяются трио и 3-й раздел («Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» Глинки); если вместо повторения даётся новое трио, возникает двойная сложная Т. ф. (сложная Т. ф. с двумя трио), также близкая рондо («Свадебный марш» из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» Мендельсона). К усложнению Т. ф. ведёт не только повторение частей, но и их внутреннее разрастание: начальный модулирующий период простой Т. ф. может приобрести черты сонатной экспозиции, середина - разработки, а вся форма - черты сонатного allegro (см. Сонатная форма). В др. случаях новый материал средней части Т. ф. (простой или сложной) развёрнуто излагается в коде или конце репризы в гл. тональности, что создаёт соотношение тем, типичное для сонаты без разработки. Несмотря на простоту и естественность своей закруглённой структуры (ABA или АВА1), Т. ф. описанных видов возникла позднее двухчастной и не имеет столь непосредственных и явных, как эта последняя, корней в нар. музыке. Происхождение Т. ф. связано прежде всего с муз. театром, особенно с оперной арией da capo. Простая Т. ф. применяется в качестве формы к.-л. раздела нециклич. произв. (рондо, сонатное allegro, сложная Т. ф. и др.), а также в романсах, оперных ариях и ариозо, небольших пьесах танцевального и иного характера (напр., в прелюдиях, этюдах). Как форма самостоят. пьесы простая Т. ф. приобрела большое распространение в послебетховенский период. Иногда она встречается и как форма медленной части цикла (в концерте для скрипки Чайковского; наиболее развёрнутый образец - во 2-м фп. концерте Рахманинова). Динамическая простая Т. ф. особенно часто встречается у Ф. Шопена, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина. Сложная Т. ф. применяется в танц. пьесах и маршах, ноктюрнах, экспромтах и др. инстр. жанрах, а также как форма оперного или балетного номера, реже романса («Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья» Глинки). Весьма распространена сложная Т. ф. в средних частях сонатно-симф. циклов, особенно быстрых (скерцо, менуэт), но также и медленных. Наиболее развитые образцы сложной Т. ф. представляют собой некоторые симф. скерцо Бетховена, Траурный марш из его «Героической» симфонии, симф. скерцо др. композиторов (напр., 2-е части 5-й и 7-й симфоний Шостаковича), а также отд. пьесы композиторов-романтиков (напр., Полонез ор. 44 Шопена). Возникли и сложные Т. ф. особого рода, напр. с крайними частями в форме сонатного allegro (скерцо из 9-й симфонии Бетховена и 1-й симфонии Бородина). В теоретич. трудах отличия Т. ф. от некоторых др. типов муз. формы определяются по-разному. Так, в ряде руководств сложная Т. ф. с эпизодом отнесена к формам рондо. Существуют объективные трудности при разграничении простой Т. ф. с серединой, развивающей материал 1-й части, и простой репризной двухчастной формы. Как правило, повторение в репризе всего начального периода считается главным свидетельством трёхчастности формы, а одного предложения - двухчастности (при этом учитываются и дополнит. критерии). Э. Праут рассматривает оба названных типа форм как двухчастные, поскольку середина не даёт контраста, тяготеет к репризе и нередко повторяется вместе с ней. Наоборот, А. Шёнберг трактует оба эти типа как трёхчастные формы, т. к. в них присутствует реприза (т. е. 3-я часть), хотя бы и сокращённая. Представляется целесообразным, независимо от того или иного разграничения рассматриваемых типов, объединить их общим понятием простой репризной формы. Пропорции некоторых произв. не соответствуют названию того типа формы, к которому они относятся (напр., в Т. ф. с кодой фактически могут оказаться 4 равновеликие части). Мн. композиции, трёхчастные в общем смысле слова, не принято называть Т. ф. в спец. значении термина. Таковы, напр., трёхактные оперы, трёхчастные симфонии, концерты и т. д., строфич. вок. сочинения, содержащие три строфы текста с разной музыкой, и др. Лит. см. при ст. Форма музыкальная. |