ТРЕПАК - старинная рус. пляска, распространённая также на Украине. Плясовые движения (преим. дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру Т. имел много общего с «Камаринской» и «Барыней»; он представлял собой либо одиночную муж. пляску, либо пляску-соревнование (т. н. перепляс). В отличие от них не имел традиц. мелодии, т. к. его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмич. формула - 2 двудольных такта хореич. стопы с дроблением (обычно неполным) сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей: Нар. определение подобной ритмики - пляска «в три ноги», в отличие от пляски «в две ноги», где долгая сильная доля чередуется с двумя короткими слабыми долями Метроритмика, характерная для Т., встречается в колядках плясового типа (см. кн.: Земцовский И., Мелодика календарных песен, Л., 1975, с. 39, 171), скоморошьих былинах и песнях (см. Сборник Кирши Данилова, М., 1958, NoNo 61, 68), в шуточных (см. сб.: Лядов A., Песни русского народа, М., 1959, No 114), плясовых и хороводных песнях (см. сб.: Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957, NoNo 20, 35; Римский-Корсаков Н., Сборник русских народных песен ор. 24, NoNo 26, 32, Полн. собр. соч., т. 47, М., 1952). П. И. Чайковский. Трепак. Русский танец из 2-го д. балета «Щелкунчик». Жанр Т. неоднократно использовался в произв. русский композиторов (напр., «Трепак» для фп. А. Г. Рубинштейна), причём трактовался в разл. планах: юмористическом (см. пример, а), праздничном (пример, б), в стиле грубоватой скоморошьей пляски (пример, в); в трагич. преломлении его применил М. П. Мусоргский (пример, г). П. И. Чайковский. Характеристический танец, ор. 72 No 4 для фп. Аналогию с известной пьесой К. Вебера «Приглашение к танцу» вызывает «Приглашение к трепаку» - романтическое по общему колориту соч. П. И. Чайковского (пример, д). Особенности Т. обобщённо претворены в некоторых произв. Чайковского (напр., в финале скрипичного концерта), И. Ф. Стравинского («Русская» из балета «Петрушка»). Н. А. Римский-Корсаков. Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины «Садко». M. И. Мусоргский. Трепак из вокального цикла «Песни и пляски смерти». П. И. Чайковский. Танцевальная сцена. Приглашение к трепаку, ор. 72 No 18 для фп. Т. описан многими рус. писателями: Л. Н. Толстым («Война и мир»), Н. В. Гоголем («Вий»), М. Горьким («Сторож»), И. С. Никитиным. Из совр. быта как одиночная пляска исчез; его не включают ни в описания бытующих нар. плясок и танцев, ни в учебные пособия по хореографии. В 20 в. стали популярными производный от Т. коллективный перепляс, в котором участвуют две соревнующиеся группы исполнителей, а также массовая пляска с поочерёдными импровизациями солистов. От Т. в них сохранились метроритмика, характер плясовых движений, удаль, изобретательность. Е. М. Фраёнова. |