ТРЕЗВУЧИЕ (лат. trias, нем. Dreiklang, англ. triad, франц. triple accord). 1) Аккорд из трёх звуков, которые могут быть расположены по терциям. Возможны 4 вида Т.: два консонантных - мажорное (также большое, «твёрдое», trias harmonica maior, trias harmonica naturalis, perfecta) и минорное (малое, «мягкое», trias harmonica minor, trias harmonica mollis, imperfecta) и два диссонантных - увеличенное (также «чрезмерное», trias superflue, abundans) и уменьшенное (trias deficiens- «недостаточное»). Консонантные Т. возникают в результате деления совершенного консонанса квинты согласно отношениям пропорций - арифметической (4:5:6, т. е. большая терция + малая терция) и гармонической (10:12:15, т. е. малая терция + большая терция). Одно из них - мажорное - совпадает с исследованием тонов в нижней части натурального звукоряда (тоны 1:2:3:4:5:6). Консонирующие Т. - основа аккордики в мажорно-минорной тональной системе, господствовавшей в 17-19 вв. («Триада гармоническая есть основа всякого созвучия…», - писал И. Г. Вальтер). Мажорное и минорное Т. являются центр. элементами 2 гл. ладов европ. музыки, носящих те же наименования. В большой мере консонирующие Т. сохранили значение и в музыке 20 в. Особняком стоят 2 «негармонич.» Т. - увеличенное (из двух больших терций) и уменьшенное (из двух малых). Не складываясь в консонанс чистой квинты, оба они лишены устойчивости (особенно уменьшенное, содержащее диссонанс уменьшенной квинты). Муз. теория в соответствии с практикой контрапунктич. письма первоначально рассматривала многоголосие, в т. ч. Т., как комплекс интервалов (напр., Т. как сочетание квинты и двух терций). Дж. Царлино дал первую теорию Т. (1558), назвав их «гармониями» и объяснив мажорное и минорное Т. с помощью теории числовых пропорций (в длинах струн мажорное Т. - гармонич. пропорцией 15:12:10, минорное - арифметической 6:5:4). Впоследствии Т. обозначалось как «триада» (trias; по А. Кирхеру, Т.-триада - один из трёх видов муз. «материи» наряду с звуком-монадой и двузвучием-диадой). И. Липпиус (1612) и А. Веркмейстер (1686-87) полагали, что «гармонич.» Т. символизирует св. Троицу. Н. П. Дилецкий (1679) обучает «конкорданциям» (созвучиям) на примере Т. с удвоением примы, в правильном расположении (широком или тесном); он определяет два лада по Т.: ут-ми-соль - «весёлая мусикия», ре-фа-ля - «печальная мусикия». Ж. Ф. Рамо отделил «правильные» аккорды от сочетаний с неаккордовыми звуками и определил Т. как осн. тип аккорда. М. Гауптман, А. Эттинген, X. Риман и З. Карг-Элерт трактовали минорное Т. как зеркальное обращение (инверсию) мажорного (теория дуализма мажора и минора); Риман пытался обосновать дуализм Т. теорией унтертонов. В функциональной теории Римана консонирующее Т. понимается как монолитный комплекс, основа для разного рода видоизменений. 2) Обозначение осн. вида терцового трёхзвукового аккорда с примой в басу, в отличие от его обращений. |