ТРИЛОГИЯ (греч. trilogia, от tri-, в сложных словах - три, трижды и logos - слово, рассказ, повествование) - три пьесы, связанные развитием одного сюжета, общей идеей, единым авторским замыслом. Понятие Т. сложилось в др.-греч. драматургии; из др.-греч. Т. полностью сохранилась лишь «Орестея» Эсхида. В музыке Т. представляет собой, как правило, произв. оперного жанра. Объединение опер в цикл было обусловлено стремлением некоторых композиторов романтич. направления (19 в.) к воплощению грандиозных замыслов; известны, напр., дилогия «Троянцы» Берлиоза (1855-59), тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера (1848-76; сам Вагнер считал это соч. трилогией, т. к. рассматривал «Золото Рейна» как пролог). Несколько позднее в творчестве ряда композиторов появилась собственно Т. («Пиренеи» Ф. Педреля, 1890-91; «Ипподамия» З. Фибиха, 1890-91; «Гомеровский мир» A. Бунгерта, 1896-1901; неосуществлённый замысел Р. Леонкавалло под назв. «Сумерки», связанный с эпохой итал. Возрождения). В России к трилогии Эсхила обратился С. И. Танеев в опере «Орестея» (1887-94), где части Т. превращены по существу в отд. акты единого спектакля. В 20 в. цикл из трёх опер на тот же сюжет создал Д. Мийо («Агамемнон», 1914; «Хоэфоры», 1915; «Эвмениды», 1917-22). Совр. композиторы чаще пользуются термином «триптих» (О. В. Тактакишвили, «Три новеллы», пост. 1967, во 2-й ред. «Три жизни»). Изредка форма Т. применяется в др. муз. жанрах, хотя не всегда при этом используется самый термин. К сочинениям подобного рода можно отнести цикл из трёх симфоний Й. Гайдна - «Утро», «Полдень», «Вечер» (1761), а также программно-симф. Т. «Валленштейн» B. д'Энди (1874-81; по трилогии Ф. Шиллера). Приближаются к Т. «сценические кантаты» К. Орфа - «Carmina Burana», 1937, «Catulli carmina», 1943, «Триумф Афродиты», 1951. Г. В. Крауклис. |