ТРИО-СОНАТА (итал. sonate per due stromenti e basso continuo; нем. Triosonate; франц. sonate en trio) - один из важнейших инстр. жанров 17-18 вв. Ансамбль Т.-с. обычно включал 3 партии (с чем связано его название): два равноправных голоса сопрановой тесситуры (чаще скрипки, в нач. 17 в. - цинки, виолы да браччо, в кон. 17-18 вв. - гобои, продольные и поперечные флейты) и бас (виолончель, виола да гамба, изредка фагот, тромбон); фактически в Т.-с. участвовали 4 исполнителя, т. к. партия basso мыслилась не только как сольная (одноголосная), но и как basso continuo для исполнения на многогол. инструменте по системе генерал-баса (клавесин или орган, в ранний период - теорба, китаррон). Т.-с. возникла в нач. 17 в. в Сев. Италии и распространилась в др. европ. странах. Её истоки обнаруживаются в вок. и инстр. жанрах позднего Возрождения: в мадригалах, канцонеттах, канцонах, ричеркарах, а также в ритурнелях первых опер. В ранний период развития (до сер. 17 в.) Т.-с. бытовала под назв. canzona, sonata, sinfonia, напр. у С. Росси («Sinfonie et Gagliarde», 1607), Дж. Чимы («Sei sonate per instrumenti a 2, 3, 4», 1610), M. Нери («Canzone del terzo tuono», 1644). В это время обнаруживается большое разнообразие индивидуальных композиторских манер, которые проявляются и в типах изложения, и в строении цикла и отдельных его частей. Наряду с гомофонным изложением широко применяется фугированная фактура; инстр. партии нередко достигают большой виртуозности (Б. Марини). В цикл включаются и вариационные, в т. ч. остинатные, формы, а также пары и группы танцев. Т.-с. получила широкое распространение в придв. и церк. музыке; в церкви часто исполнялась перед частями мессы (Кyrie, Introitus) или вместо градуала, оффертория и др. Дифференциация светской (sonata da camera) и церковной (sonata da chiesa) разновидностей Т.-с. произошла у Б. Марини (сб. «Per ogni sorte d'istromento musicale diversi generi di sonate, da chiesa e da camera», 1655) и у Дж. Легренци («Suonate da chiesa е da camera», op. 2, 1656). Обе разновидности зафиксированы в «Dictionnaire de musique» С. Броссара в 1703. Период расцвета Т.-с - 2-я пол. 17 - нач. 18 вв. В это время определились и типизировались особенности циклов в церк. и камерной Т.-с. В основу 4-частного цикла sonata da chiesa легло парное чередование контрастных по темпу, размеру и типу изложения частей (преим. по схеме медленно - быстро - медленно - быстро). По определению Броссара, sonata da chiesa «обычно начинается с серьезного и величественного движения,…затем следует веселая и воодушевленная фуга». Заключит. часть в быстром темпе (3/8, 6/8, 12/8) нередко писалась в характере жиги. Для фактуры скрипичных голосов типичен имитационный обмен мелодич. фразами и мотивами. Sonata da camera - танц. сюита, открывающаяся прелюдией или «маленькой сонатой». Последней, четвёртой частью, помимо жиги, нередко были гавот и сарабанда. Между типами сонат не было строгого разграничения. Наиболее выдающиеся образцы Т.-с. классич. поры принадлежат Дж. Витали, Дж. Торелли, А. Корелли, Г. Пёрселлу, Ф. Куперену, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделю. Во 2-й трети 18 в., особенно после 1750, происходит отход от традиц. типа Т.-с. Наиболее заметно это в творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ж. Леклера, Ф. Э. Баха, И. К. Баха, Дж. Тартини, Дж. Перголези. Характерны применение 3-частного цикла, форм da capo и рондо, ослабление роли полифонии, формирование признаков сонатности в первой, быстрой части цикла. У композиторов мангеймской школы Т.-с. преобразуется в Кammertrio или Orchestertrio без генерал-баса (J. Stamitz, Six sonates а trois parties concertantes qui sont faites pour executer ou а trois ou avec toutes l'orchestre, op. 1, Paris, 1755). |