ТРОМБОН (итал. trombone, увеличит. от tromba - труба; франц. trombone, нем. Posaune, англ. trombone) - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент. Состоит из дважды изогнутой цилиндрич. трубки, раздвижной в средней части, заканчивающейся широким раструбом колоколообразной формы; в верхний её конец вставляется полусферич. мундштук. Общая длина трубки ок. 3000 мм, диаметр 15 мм. Изменение высоты звучания достигается посредством выдвижения кулисы. В положении полностью вдвинутой кулисы (1-я позиция) при передувании образуются звуки натурального звукоряда от B1. При выдвижении кулисы натуральный звукоряд перемещается вниз; 7 положений кулисы позволяют получить на Т.-теноре хроматич. звукоряд в диапазоне E- f2 (возможны также осн. тона B1 - А1 - As1 - G1). Т. появился в результате длительной эволюции конструкции басовой трубы (её длина достигала 3 м), к-рая сформировалась к 15 в. (к этому времени относятся первые изображения Т. и упоминания о нём в литературе). Т. участвовал в ансамблях т. н. башенной музыки. В 17 в. были известны 6 разновидностей Т. - от дисканта до контрабаса. Они описаны в труде М. Преториуса «Syntagma musicum» (Bd 2, 1618), содержащем классификацию и характеристики инструментов нач. 17 в. (др. источники того времени также подтверждают наличие неск. разновидностей Т.). Во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. использовались только Т.-альт, -тенор и -бас - соответственно в строях Es (высоком), В и F (низком). В 18 в. Т. применялся в церк. музыке (в соч. И. С. Баха, В. А. Моцарта); партии дублировали соответствующие голоса хора. С 19 в. композиторы включают Т. в симф. оркестр (впервые - в финале 5-й симфонии Л. Бетховена) в качестве инструмента мощного звучания, соответственно используя его сильный звук мужественного и несколько сурового характера (иногда применяется для исполнения лирич. мелодий). В 1839 К. Затлер из Лейпцига сконструировал комбинированный Т. с кварт-вентилем (дополнит. кроной), позволяющим понижать строй на кварту. В 1-й пол. 19 в. в Австрии, затем в Италии и Франции изобретён Т. с вентилями. В 1867 чеш. мастер В. Ф. Червени создал вентильный Т. в форме трубы, применяемый в кавалерийских и др. армейских оркестрах. Вентильные Т. включены в поздние партитуры Дж. Верди (об этом свидетельствует использование исполнит. приёмов, не характерных для кулисных Т., - трелей в низком регистре, быстрых тират, длинных хроматич. пассажей, напр. в опере «Отелло», Реквиеме и др.). Чаще других применяется цугтромбон - раздвижной Т. с кулисой (или цугой; отсюда назв.). Наиболее распространён теноровый цугтромбон, а также Т.-тенор-бас; встречаются и др. разновидности цугтромбона. В совр. симф. оркестре обычно три Т.; их партии йотируются в теноровом и басовом ключах по действит. звучанию. Т. используется также в совр. духовом, эстрадном, джазовом оркестрах, в камерных ансамблях и в качестве сольного инструмента. Среди солистов-виртуозов 19-20 вв. - К. X. Мейер, К. Т. Квейссер, Ф. А. Бельке в Германии, А. Г. Дьеппо (также первый профессор по классу Т. в Парижской консерватории) во Франции, Дж. Стамп и А. Фолкнер в Англии, З. Пулец в ЧССР, К. Бакарджиев в НРБ. В числе джазовых тромбонистов (20 в.) - Т. Дорси, Дж. Дж. Джонсон, К. Уиндинг, Б. Харрис в США. Среди сов. тромбонистов - В. Баташев, А. А. Козлов, Н. С. Коршунов, Е. А. Рейхе, В. А. Щербинин. |