ТРОПЫ (от греч. tropos - поворот; лат. tropus). Термин «Т.», который в антич. риторике означал оборот речи, а в совр. поэтике понимается как применение слов в переносном смысле (метафора, метонимия и др.), в разл. значениях использовался и в литературе о музыке: 1) в др.-греч. муз. теории - обозначение «транспозиционной гаммы» («тона»). 2) В зап.-европ. ср.-век. системе ладов - одно из наименований «церк. лада»; то же, что modus, tonus. 3) Старинное название псалмовой дифференции (одной из мелодич. формул тона). См. Средневековые лады. 4) В церк. песнопениях - вставки в канонизированный текст и напев псалмов или хоралов. В раннехристианской гимнографии (с 5 в.) Т. - краткая фраза из псалма, которой певец предварял пение всего псалма; народ повторял её после каждого стиха. На первых порах Т. имел также значение гласовой формулы. В католической церкви Т. известны с 9 в. С 12 в. допускалось введение в литургич. текст новых отрывков, составленных на основе библейских текстов. В это время Т. стали протяжёнными мелодич. построениями, часто в диалогич. форме, включающими интонации нар. музыки. Эволюция Т. привела к образованию литургической драмы. В сер. 16 в. Тридентский собор запретил применение Т. в связи с тем, что их пение ограничивало участие народа в богослужении. Т. были заменены антифонным пением. См. Церковная музыка. 5) В теории 12-тоновой музыки Й. М. Хауэра наименование 12-звуковых рядов, разделённых на две равные части по 6 звуков («шестёрки»). Всего, по Хауэру, 44 Т., отличающихся друг от друга интервальной структурой (подобно различным по интервалике аккордам или ладовым звукорядам). Техника Т. - один из методов 12-тоновой муз. композиции 20 в. См. Додекафония, Серия. |