ТУРЕЛЬ (Tourel, псевд., наст. фам. неизв.) Дженни (18 VI 1910, Монреаль - 23 XI 1973, Нью-Йорк) - канадская певица франко-рус. происхождения (меццо-сопрано). С детства жила в Париже. В 1926-28 брала уроки пения у А. Эль-Тур (певица рус. происхождения; псевдоним Т. - анаграмма фамилии её педагога) в Париже, где дебютировала в 1933 в театре «Опера комик», в 1933-40 солистка этого театра (первая партия - Кармен; созданный ею образ отличался исключит. сценич. убедительностью, правдивостью). В этом театре исполнила также партии Миньон; Шарлотты («Вертер» Массне). В 1937 выступила в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). С 1940 жила в США. С 1942 концертировала в Нью-Йорке; участвовала в качестве солистки в исполнении ряда вок.-симф. произв. с ведущими амер. симф. оркестрами под упр. А. Тосканини, С. А. Кусевицкого и Л. Стоковского; в 1944 исполнила вок. партию в симфонии «Иеремия» Л. Бернстайна с оркестром под упр. автора. С 1944 солистка «Метрополитен-опера». Среди созданных Т. на этой сцене образов - Розина (исполняла в оригинале - как партию колоратурного меццо-сопрано); Адальжиза («Норма»). В кон. 40-х гг. Т. - одна из ведущих певиц США. Гастролировала в Канаде, Бразилии, Великобритании, Франции, Италии, Нидерландах. Была первой исполнительницей партий и отд. произв. крупнейших совр. композиторов. Пела на 9 языках; голос отличался широким диапазоном (g - с2), ровностью и пластичностью звука, красивым, бархатным тембром. Впервые в США исполнила вок. цикл «Жизнь Марии» Хиндемита (во 2-й ред., 1949, Нью-Йорк), затем - на Эдинбургском фестивале (1950), участвовала в премьере оперы И. Ф. Стравинского «Похождения повесы» (партия Бабы-турчанки) в Венеции в 1951. С 50-х гг. выступала только как конц. певица, пела арии из опер, романсы (Т. считалась одной из лучших зарубежных исполнительниц вокальной лирики П. И. Чайковского), народные песни, в том числе русские. В 1963-73 вела класс вок. мастерства в Джульярдской школе (Нью-Йорк), с 1968 - класс мастерства сольного пения в Академии музыки им. Рубина в Иерусалиме. |