ТУРИНА (Turina) Хоакин (9 XII 1882, Севилья - 14 I 1949, Мадрид) - испанский композитор, пианист, дирижёр, педагог, муз. теоретик и критик. С 15 лет изучал гармонию и контрапункт под рук. капельмейстера Э. Г. Торреса в Севилье. В 1900-03 учился у X. Траго (фп.) в Мадриде, с 1905 совершенствовался в Париже у М. Мошковского (фп.) и В. д'Энди (композиция) в «Схола канторум». С 1906 выступал как пианист, сочинял музыку. На раннее творчество Т. оказали влияние С. Франк, К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка и особенно И. Альбенис, который поставил перед Т. задачу создания испан. нац. музыки. В 1914 Т. возвратился в Мадрид, где работал до конца жизни: концертировал, писал муз.-критич. статьи, был одним из создателей и пианистом «Мадридского квинтета», дирижёром спектаклей «Рус. балета С. П. Дягилева» в Испании. Т. содействовал развитию муз. образования в стране, был профессором Мадридской консерватории (с 1931) и генеральным муз. комиссаром Мин-ва высшего образования (1941). Т. - яркий представитель новой испан. муз. школы, продолжатель традиций Ренасимьенто. В его обширном творч. наследии преобладает инстр. музыка, гл. обр. программная (сцены, картины и образы, взятые из испан. нар. жизни). Наиболее известны симф. поэма «Шествие, посвящённое окроплению святой водой», 3-частная «Севильская симфония», фп. пьесы. Музыка Т. ярко национальна; в своих соч. использовал ритмо-интонац. и ладовые особенности андалусского фольклора, а также приёмы нар. музицирования, в частности нар. манеры игры на гитаре. Для стиля Т. типичны острая, часто танц. ритмика, полиритмия, ладовое многообразие, терпкая красочная гармония, элементы политональности, свобода мелодич. развёртывания, частые контрастные сопоставления. Его сочинениям свойственна конструктивная стройность. Соч.: оперы - Марго (муз. комедия, 1914, Мадрид), Сад Востока (Jardin de Oriente, 1923, Мадрид); для орк. - симф. поэмы Шествие, посвящённое окроплению святой водой (La procesion del Rocio, 1913), Рождественское евангелие (Evangelio de Navidad, 1915), Фантастические танцы (Danzas fantasticas, 1920), Севильская симфония (Sinfonia Sevillana, 1920), хореографич. фантазия Ритмы (Ritmos, 1928); симф. рапсодия для фп. с орк. (1931); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп. (1929; 2-я - Испанская, 1934), Классич. вариации для скр. и фп., струн. трио (1926), фп. трио (1933, 1942), фантазия Круг (Circulo, для фп. трио, 1936), струн. квартет (1911), фп. квартет (1931), Андалусская сцена (Escena Andaluza, для фп. и струн. квартета, 1912), Молитва тореро (La oracion del torero, для струн. квартета, включающего лютню, 1925), Серенада для струн. квартета (1935), фп. квинтет (1907); для фп. - сюиты: Севилья (Sevilla suite pintoresca, 1909), Уголки Севильи (Rincones sevillanos, 1911), Сады Андалусии (Jardines de Andalucia, 1924), Мальорка (1928), юмористич. сюита Радио Мадрида (Radio Madrid, 1931), 3 андалусских танца (Tres danzas andaluzas, 1912), циклы: Испанские женщины (Mujeres espanolas, 2 серии, 1917, 1932), Испанские сказки (Cuentos de Espana, 2 серии по 7 пьес, 1918, 1928), Танцы на народные испанские темы (Dos danzas sobre temas populares espanoles, 1927), Цыганские танцы (Danzas gitanas, 2 цикла, 1930, 5 пьес; 1934), Силуэты (Siluetas, 1932) и др.; пьесы для органа и для гитары; цикл для голоса с орк. Песни Севильи (Canto a Sevilla, 1925); песни и песенные циклы для голоса с фп.; музыка к спектаклям драм, театра, в т. ч. к пьесам «Рождество» («Navidad», 1916), «Кающаяся грешница» («La adultera penitente», 1917). Лит. соч.: Enciclopedia abreviada de musica, v. 2, Madrid, 1917; Tratado de composicion musical, v. 1, Madrid, 1947. |