УДЭГЕЙСКАЯ МУЗЫКА - муз. фольклор небольшой тунгусо-манчьжурской народности удэ (или удэге), населяющей верховья рек Большая Уссурка, Бикин, Самарга (Приморский край), Хор и Анюй (Хабаровский край). В У. м. существуют 5 жанровых традиций: 1) звукоподражания зверям и птицам, к которым относятся Игровое переинтонирование «голоса» лесного голубя. Охотничье подражание крику изюбря (манок-бунингку). применяемые охотниками имитации, а также обрядовое или игровое переинтонирование криков, свистов, пощёлкиваний и др., для чего используются манковые инструменты - бунингку (берестяная труба, служащая для подражания крику изюбря), сумухи нгавосингку (свисток для приманки рябчика) и др. 2) Импровизация слов и звукосочетаний на традиц. напевы-формулы - ехый с характерной манерой горловой подачи звука, создающей Вокальная импровизация в горловой манере. впечатление «икания». 3) Сольное музицирование на инструментах: кунгкай (род варгана), киунки (род дудки из стебля травы), киго (свистковая флейта из тальника), дзюлянгки (смычковый Типовой наигрыш на смычковом музыкальном инструменте дзюлянгки. монохорд типа монг. хучира) и др. 4) Система шаманских жанров - мэуни (ейни), в которых ритуальное пение сопровождается ударами в бубен - унту и звоном янгпа (металлич. подвесок на поясе шамана). 5) Песенные эпизоды в сказках, преданиях, мифах - нимангку. У. м. монодич. склада, с большим разнообразием ладов, применением разл. типов периодич. и непериодич. структур. Песенный эпизод из сказания нимангку о горбатом шамане Бохо. Совр. У. м. представляют коллективы художеств. самодеятельности Приморья и Приамурья; её образцы исполняют на эстраде либо сами носители нар. искусства, либо молодые проф. музыканты в собств. интерпретации, а также в обработке местных композиторов (среди них - H. H. Менцер, Ю. Я. Владимиров). |