УДМУРТСКАЯ МУЗЫКА. В течение длительного историч. периода У. м. развивалась в рамках устного нар. творчества. Песенное искусство ранней традиции восходит к древней финно-угорской музыке, многие родственные черты в интонационно-ладовом строе, метроритмич. структуре сближают его с музыкой коми. Удм. нар. музыка основана на диатонич. ладах, в ней широко используется пентатоника. Тематика нар. песен определяется датами нар. календаря (посевные, сенокосные, жатвенные, молотьбы, обработки льна, беления холстов, сбора ягод и грибов, проводов осени - пцртмаськон, охоты). В семейном цикле большое место занимают свадебные и поминальные песни, песни встреч (куно пумитан) и проводов гостей (куно келян), а также плясовые. Мелодика наиболее ранних из дошедших до нас песен - декламационная, носит суровый, сдержанный характер, диапазон напевов небольшой (в объёме терции), песни исполняются в низком регистре. В удм. песенном фольклоре имеется ряд местных разновидностей: южноудмуртская короткая песня, сев. удм. песня-импровизация и др. После соединения Удмуртии с Рус. гос-вом в 16 в. удм. фольклор впитывает в себя новые черты. Появляются историч. (о взятии Казани, о Пугачёве), рекрутские, батрацкие, разбойничьи песни. В период зарождения капитализма, роста крупной промышленности, а также под влиянием политич. ссыльных в удм. нар. искусстве распространяются вольнолюбивые мотивы. Удмуртская народная песня «Кылёд ук». Запись И. К. Травиной (1957). Нар. муз. инструменты удмуртов отчасти сходны с инструментами финно-угорских народов. К струнно-смычковой группе относится скрипка (крезь кубыз); к струнно-щипковым - домра (домро крезь), балалайка (балай), гитара, бандурка и наиболее древний инструмент крезь - гусли, существовавшие в 2 разновидностях: простые (покчи крезь) и ритуальные «великие» гусли (быдзым крезь); к группе духовых - чипчирган (тростниковая трубка длиной ок. 100 см, звуки извлекаются путём втягивания воздуха), тутэктон (пастуший рожок), узьы-гумы (типа продольной флейты), шулан (типа глиняной свистульки), быз, - все древнего происхождения. Среди многочисл. ударных инструментов - трещотки ( такыртон), чугунные заслонки, деревянные ложки и колокольчики (чингыли). Формы бытования инструментов меняются. Нек-рые инструменты, такие как шулан, такыртон, применяются ныне только как детская игрушка, большое распространение получили гармонь (арган), баян, гитара, балалайка. Муз. жизнь городов и заводских посёлков дореволюц. Удмуртии начиная с 19 в. проходила в рамках любительского музицирования. До этого она сосредоточивалась в церк. уч. заведениях и монастырях. После Oкт. революции 1917 нар. песня обогащается новыми образами. Большой вклад в развитие удм. муз. культуры внесли руководители хор. коллективов - M. Г. Романов, Е. В. Молоткова, К. П. Герд, М. А. Курочкин. На основе собств. записей они составили первые сборники удм. нар. песен. В 30-е гг. появляются первые образцы проф. муз. творчества: массовые песни Д. С. Васильева-Буглая, Н. М. Греховодова, М. В. Коробова и музыка к спектаклям драм. театров - Н. А. Голубева («Иго содрогается» и «Италмас» М. П. Петрова, 1936 и 1938), Н. М. Греховодова («Камит Усманов» И. Г. Гаврилова, 1941). Организуется конц. жизнь. Создаются хор Удм. радио (1932), хор и ансамбль пляски удм. филармонии (1936), удм. оперный театр (1934). В 40-50-е гг. массовые песни пишут Н. М. Греховодов, Г. А. Корепанов, Г. М. Корепанов-Камский, Н. Е. Шкляев, Г. Н. Матвеев, Г. А. Шаклеин. К этому же периоду относятся первые крупные хор. соч. Г. А. Корепанова (кантаты «Солнце Октября», «Славная молодость», сюиты «Родные поля», «Наша молодость»). Большим событием в театр. искусстве явилось создание и постановка первой удм. муз. комедии «Сюан» («Свадьба») Греховодова (1946). В 60-70-е гг. появляются крупные муз.-сценич. произв., среди которых оперы «Наталь» Г. А. Корепанова (1961), «Россиянка» Г. М. Корепанова-Камского (1967), «Надежда» (1975) Л. В. Васильева, балеты «Италмас» (1961), «Чипчирган» (опера-балет, 1964) Г. М. Корепанова-Камского, оперетты «Любушка», «Когда поют соловьи» Г. М. Корепанова-Камского. Среди крупных соч. для оркестра: симфония Г. А. Корепанова (1964), «Тыловайская сюита» (1969), Поэма для струн. оркестра и фп. (1972), концерт для скрипки с оркестром (1969) Г. М. Корепанова-Камского, концерт для многотембрового баяна и оркестра Л. В. Васильева (1973), сюита для камерного оркестра «Ижевск» Ю. В. Болденкова (1975), симф. каприччио «Свадебные мелодии» Ю. Л. Толкача (1976). Написаны и камерно-инстр. произв. (Г. М. Корепанов-Камский, Г. А. Корепанов, Ю. В. Болденков, А. М. Руденко, А. Г. Корепанов). В 60-70-е гг. хор. сочинения, сольные песни, обработки нар. песен представлены в творчестве Г. А. Корепанова, Г. М. Корепанова-Камского, Н. Е. Шкляева, Л. В. Васильева, Ю. В. Болденкова, Ю. Л. Толкача, Г. Н. Матвеева, Г. А. Шеклеина. Среди деятелей муз. искусства: дирижёры - нар. арт. Удм. АССР А. В. Мамонтов, засл. деят. искусств Удм. АССР Г. Н. Бехтерев, Р. А. Анкудинова; певцы - нар. арт. РСФСР К. А. Ложкин, засл. арт. РСФСР Г. И. Титов, Н. С. Зубков, Е. С. Пахомова, нар. арт. Удм. АССР Г. М. Корепанов-Камский, В. К. Виноградова, засл. арт. Удм. АССР Н. Д. Вахрушев; пианисты - засл. деят. искусств Удм. АССР О. С. Фарфель, Е. С. Валов. В Удмуртии работают (1980): ансамбль песни и танца «Италмас» (1936), хор Удм. радио и телевидения (1933), Муз. уч-ще им. Д. С. Васильева-Буглая (1933), Пед. институт с муз. ф-том, Культ.-просвет. уч-ще, 42 муз. школы, Дом нар. творчества (1936), CК Удм. АССР (1973). |