УГАНДИЙСКАЯ МУЗЫКА. При большой общности с муз. культурами др. вост.-афр. стран У. м. отличается своеобразием. Богаты муз. традиции народа баганда (большинство населения Уганды составляют народы банту - баганда, басога, баньоро, баконго и др., живущие в центр. и юж. районах страны). Их песни и инстр. музыка основаны гл. обр. на пентатонике. Полутона встречаются только в вок. музыке, хроматизмы - в нисходящем глиссандо (окувугулира). Характерны как простые (3/8, 2/4), так и сложные (6/8, 7/8, 8/8, 4/4), а для вокальной музыки также смешанные метры (в инструментальной музыке изредка употребляется размер 5/8). Вок. стили различаются по языковым признакам и технике пения. Для народов ачоли, алур, гуэро, баганда, баньоро, басога типично хор. пение (смешанные хоры), чаще - в октаву. У карамоджо встречается сольное пение по случаю обществ. событий. Многочисленны песенные жанры у баганда: религиозные (обычно речитации), церемониальные, военные, трудовые, игровые, одические песни. Богаты танц. традиции угандийских народов. Богат муз. инструментарий, в т. ч. народа баганда. Среди струнных - лук секитулеге (простейший, наиболее архаич. инструмент), 8-струн. арфа эннанга (с резонатором из панциря черепахи), 8-струн. лира эндонго (заимствована у басога, где она наз. энтонголи; арфа и лира попали в Уганду, по-видимому, из Др. Египта), однострунная скрипка эндигиди (изобретена сравнительно недавно; её резонатор - обычно из тыквы, обтянутой шкурой антилопы дукер, струна и смычок - из древесного волокна). Среди духовых инструментов - тростниковая флейта эндеро (с 4 игровыми отверстиями, диапазон св. 2 октав; используется как сольный инструмент и в ансамблях), 5 её разновидностей - энсаси, эндеси, энтабитаби, экивува и энжоголо (приблизительно соответствующие сопрано, альту, тенору, баритону и басу); те же 5 разновидностей имеет труба амакондрере (с 5 отверстиями; никогда не употребляется в качестве сольного инструмента). Среди ударных - 3 группы барабанов: королевские, крупнейший из которых муджагузо (барабан ликования); обыкновенные - эмбуту (ритмический, «говорящий» барабан, на котором виртуозы-исполнители воспроизводят сотни разл. ритмич. фигур, один из наиболее распространённых барабанов), энгалаби (цилиндрический), омубала (барабан счёта, на нём «объявляют» названия кланов баганда, которые имеют свои опознават. ритмы эмибала), энтамиву («пьяный» барабан); энджонго (с длинным узким резонатором); энтенга - набор из 15 различно настроенных барабанов (четверо барабанщиков, играющих каждый на 3 инструментах, исполняют осн. мелодию, на остальных трёх - 2 барабанщика - один на одном, другой - на двух инструментах воспроизводят ритмич. сопровождение; ещё до недавнего времени исполнителями на энтенга могли быть лишь музыканты кабаки - короля Уганды). Популярен также ксилофон - акадинда (разновидность с 20-22 пластинами, на этом инструменте играют 6 человек, разделённые на 2 группы, исполняют одновременно неск. мелодич. линий) и амадинда (более простой и усовершенствованный вид ксилофона с 12 пластинами; на нём играют 3 исполнителя). Зачастую из ксилофонов составляют ансамбли - энтала. У народа тезо встречаются 5-струн. арфа адеудеу (музыкант правой рукой исполняет мелодию, а левой - ритмич. фигуру, используя корпус резонатора), скрипка адигиди, басовая труба асук-усук (используется как церемониальный инструмент) и барабаны атенус (на них играют только женщины), и детета, этида, омидири; у гуэре - 6-струн. арфа (в её звукоряде октава делится на 4 равных интервала; 2 струны никогда не защипываются одновременно), наборы из 5 барабанов (намадду); у алур - 5- или 7-струн. арфа пентатонного строя; у мади - 4-5-струн. лира, прямые трубы длиной от 1 до 2 м из бамбука или металла (на таких же трубах играют ачоли); у лугбара - трубы из тыквы; у анколе - священный барабан багьенданва. Кроме того, в муз. инструментарии Уганды широко представлены трещотки, бубенцы и др. Разнообразны произв., исполняемые на разл. инструментах. Пьесы для арф эннанга основываются на 5-тоновом звукоряде и состоят обычно из 3 частей, 1-я часть (окунага) исполняется правой рукой, 2-я (оквавула) - левой, в 3-й (окуйимбо) к арфе присоединяется голос. Сочинения для лиры эндонго обычно 2-голосные. Большим пальцем правой руки музыкант воспроизводит осн. мелодию на 5 низких струнах, большим и указательным пальцами левой руки - короткую, но технически сложную мелодию на 3 дискантовых струнах. В произв., где эндонго является аккомпанирующим инструментом, партия левой руки представляет собой унисон с голосом. Мелодии для скрипки эндигиди отличаются изломанным контуром. Обычно это - импровизации, иногда сопровождающиеся сольным пением. Ансамблевые произв. стиля ндонго (встречаются у баганда) отличаются плотной полифонич. фактурой. Начинает пьесу лира, затем вступает скрипка (лира в это время продолжает импровизацию, развивая осн. тему), включаются ударные, и, наконец, к этим инструментам присоединяется голос. Исполнение муз. произв. требует высокого профессионализма. Поэтому игре на муз. инструментах обучают с детства. Напр., в связи с большой сложностью техники игры на флейте флейтистов для придв. оркестра готовят с 10-12 лет (дети учатся, слушая игру старших). По традиции флейтистами были жители района Коки. Для придв. ансамблей у анколе, исполнявших песни, прославляющие короля, выбирались дети самых известных людей страны. Их обучали также танцам, основанным на сложной символике; они участвовали в спортивных состязаниях и сопровождали короля на охоте. Будущие жёны короля получали спец. уроки пения, танца и игры на арфе. Уже в 16 в. при дворах правителей гос-в Буганды, Буньоро, Анколе, Торо и др., находившихся на территории нынешней Уганды, большая роль отводилась музыке (существовали развитые формы придв. музыки). В 19 в. в Уганде развернули свою деятельность миссионеры, обращавшие местное население в христианство. Они открывали миссионерские школы, где наряду с др. дисциплинами преподавалось церк. пение зап. традиций. Однако нац. искусство Уганды оказало воздействие на церковную музыку (это проявилось в манере пения, в замене церковных колоколов большими барабанами и др.). Нац. муз. культура получила стимул к развитию после провозглашения независимости страны (1962). Муз. жизнью в целом руководит Мин-во культуры и обществ. развития. Наиболее значит. муз. организации и коллективы сосредоточены в Кампале: Нац. театр (осн. в 1958), Нац. фольклорный ансамбль «Бьющиеся сердца Африки», в котором собраны одарённые музыканты и танцоры Уганды (гастролировал во мн. странах, в т. ч. в СССР), труппа «Абафуми компани», ставящая мистерии с использованием традиц. музыки и танца (напр., «Ренга Мои») и др. В 1950-60-х гг. известностью пользовались гл. обр. музыканты традиц. стиля - ансамбль ксилофонистов из Эмбайре, группа из Бугондо (в её составе - исполнители на мбире и флейтист), ансамбль придв. барабанщиков из Лубили (Мэнго), а также исполнители на нац. инструментах - барабанщик Леви Ньямайялво (играет на эмбуту), ксилофонист Петро Кивумби (оба из Масаки), барабанщик А. Окело и др. В 70-х гг. особенно популярными стали исполнители совр. эстр. песен в сопровождении вок.-инстр. ансамблей и инстр. групп зап. типа: певцы Е. Кавалья, Фред Масагизи, молодёжный ансамбль «Эбони» (вок. группа, барабаны, электрогитары), жен. ансамбль из Энтеббе и др. Мн. ансамбли, в т. ч. «Лумумба», «Лес Мпете уампете», выступают в ночных клубах. Широкой известностью пользуется бэнд полиции. Большое внимание музыке уделяет Радиоцентр Уганды: транслируются концерты традиц. музыки, сохранившейся в более чистом виде у народов луо, бакига, кумам и др.; совр. развлекательная музыка (эти формы развиты главным образом у басога, тезо и др.), хоровая (народа баконго), танцевальная (народа мади) музыка и др. Важнейший научный и культурный центр страны - Ун-т Макерере (осн. в 1922, статус университета с 1970), где создан ф-т искусств (среди преподавателей - немало заруб. специалистов; в университете учатся студенты из мн. стран Африки). Муз. кадры готовят Нац. колледж по подготовке учителей (под Кампалой), Нац. институт работников в области образования (осн. 1964; с кон. 60-х гг. здесь проводятся 11-месячные семинары для преподавателей музыки начальных школ). Муз. предметы преподаются и в ряде др. уч. заведений. Изучением муз. искусства занимаются Департамент нац. музыки, Угандийское общество (осн. в 1933, издаёт науч. публикации), Нац. музей Уганды, где собрана ценная коллекция нац. муз. инструментов. Среди исследователей музыки Уганды - комп. Дж. Кьягамбидва (автор книги и мн. статей), музыковеды Я. Бансиса, Б. Мубангизи, Е. Семпебва, а также амер. и европ. специалисты по афр. музыке К. П. Уоксмен, Дж. Кубик и др. Ряд музыкантов живёт и работает в Найроби (Кения), культурном и экономическом центре Восточной Африки, в т. ч. Дж. У. Какома (автор музыки Нац. гимна Уганды), Дж. Сенога Заке, Е. О. Задок Адолу. Расширяются культурные связи Уганды со странами Африки и др. континентов (в т. ч. с СССР). Большое значение имело проведение Фестиваля нац. культуры в Кампале (1976), в котором приняли участие лучшие музыканты и танцоры Уганды. |