УМЕНЬШЁННЫЙ ЛАД - тип симметрич. лада, в основе которого лежит малотерцовый аккорд (уменьшённый септаккорд; отсюда название). Структура У. л. может быть представлена тремя видами, в зависимости от 3 гл. форм изложения звукового материала лада (ср. Увеличенный лад): аккордовый, мелодический, групповой. Аккордовый У. л. характеризуется последованием 4 аккордов (обычно однотипных по структуре), осн. тоны которых образуют малотерцовый ряд. Для мелодич. У. л. типично мелодич. движение по специфич. звукоряду, образованному делением двенадцати полутонов октавы на четыре равные и единообразные по структуре части (в полутонах: 2+1, 2+1, 2+1, 2+1). Групповой У. л. характеризуется применением специфич. звукоряда У. л. в смешанном, «диагональном» (горизонтально-вертикальном) измерении. Образцы У. л.: Н. А. Римский-Корсаков. «Садко». Картина 2-я. И. Ф. Стравинский. «Симфония псалмов». Часть 1-я. Подобно др. симметричным ладам, У. л. может подчиняться своему центр. элементу (уменьшенному септаккорду) как тонике в её рассредоточенном (начало 2-й картины «Садко» Римского-Корсакова) или полном виде (см. Сцену метели из «Кащея Бессмертного» Римского-Корсакова). В функции тоники может выступать (по образцу тональности мажорно-минорного типа) один центр. тон («е» в примере из «Симфонии псалмов» Стравинского) или построенный на нём аккорд (см. аккорд с осн. тоном «а» в примере из 8-й сонаты Скрябина, колонка 728). Благодаря структурному сходству малотерцового четырёхзвучия и тритонового двузвучия обнаруживается родство построенных на них ладов - У. л. и тритонового. A. H. Скрябин. 8-я соната для фортепьяно, такты 5-8. Термин «У. л.» предложен Б. Л. Яворским (однако Яворский относил его к ладу с центром в виде ум. трезвучия, а не ум. септаккорда). См. «Гамма Римского-Корсакова», Симметричные лады, Тритоновый лад, Ладовый ритм. Лит см. при ст. Симметричные лады. Ю. Н. Холопов. |