УМЛАУФ (Umlauf) Карл Игнац Франц [19 IX 1824, Баден, близ Вены - 13 (по др. данным - 25) II 1902, Вена] - австр. цитрист. Музыкой начал заниматься сравнительно поздно. Игре на скрипке учился у X. Янса, теории музыки обучался у З. Зехтера. Вскоре увлёкся игрой на цитре (в сер. 19 в. вошла в моду в Вене), стал цитристом-виртуозом. С 20 лет успешно выступал во мн. городах Европы, стал придв. музыкантом в Вене. С 1856 постоянно давал концерты, которые пользовались большой популярностью. У. был самым известным учителем игры на цитре в Вене, первым открыл общедоступную школу. Автор широко известной школы игры на цитре «Neue vollständige theoretisch-praktische Zitherschule» (W., 1859), к-рая выдержала более 100 изданий. У. делал транскрипции известных оперных мелодий и песен, писал песни, танцы, небольшие фантазии. Свои сочинения и обработки издавал в сборниках «Salon-Album für Zitherspieler. Eine Sammlung von Ländlern und Liedern» (выходили с 1858, ежегодно 18 тетрадей). Сотрудничал также в журн. «Erstes Wiener Zither-Journal», который издавал его ученик Ф. Вагнер. Для журнала написал статью об истории цитры (1887, Н. 1). Муз. сочинения У. написаны в современном ему салонном стиле и не имеют больших муз. достоинств. Попытки У. создать новые конструкции цитры оказались малоудачными. Лит: Bennert J. E., Illustrierte Geschichte der Zither, Luxemb., 1881 (Autobiogr., S. 44-46); Wurzbach C. von, Umlauf К. J. F., в его кн.: Biographisches Lexikon des Кaiserthums Цsterreich, Tl 49, W., 1884; Vries H., Generalkatalog sämtlicher Zither-Musikalien, Кцln, 1902; Nikl A. von, Die Zither. Ihre historische Entwicklung bis zur Gegenwart, w., 1927; Brandlmeier J., Handbuch der Zither. Die Geschichte des Instruments und der Кunst des Zitherspiels, Münch., 1963. Ю. В. Крейнина. УМЛАУФ (Umlauff, Umlauf) Михаэль (9 VIII 1781, Вена - 20 VI 1842, Баден, близ Вены) - австр. скрипач, дирижёр и композитор. Сын Игнаца У. Муз. образование получил в родительском доме. После смерти отца учился у Й. Вейгля. Был скрипачом в оркестре Венской придв. оперы, затем помощником капельмейстера, в 1810-25 капельмейстером двух придв. оперных театров. С 1825 2-й капельмейстер в соборе св. Стефана. В 1840 вновь приглашён руководить придв. оперой, однако вскоре совсем отошёл от муз. жизни. Современники называли У. одарённым дирижёром и скрипачом. У.-дирижёра высоко ценил Л. Бетховен. Трижды они выступали совместно (опера «Фиделио» - 23 мая 1814, «Кернтнертортеатр», Вена; 1-е исполнение 9-й симфонии и Кyrie, Credo, Agnus Dei из «Торжественной мессы» - 7 и 23 мая 1824, там же). В «Фиделио» У. корректировал игру оркестра, которым дирижировал уже почти глухой композитор (в конце автографа увертюры Бетховен пометил: «Умлауф показывает, где вступает тромбон»), в концертах 1824 Бетховен указывал темпы в начале каждой части; оркестром дирижировал У. При описании встреч с Бетховеном Л. Шпор упоминает, что У. по просьбе автора корректировал рукопись партитуры 9-й симфонии. Как композитор У. дебютировал в 1804 балетом «Месть Амура». По дарованию У. значительно уступал своему отцу. Соч.: опера - Трактир в Гранаде (Das Wirtshaus in Granada; клавир опубл. в Вене); зингшпили - Праздник любви и радости (Das Fest der Liebe und der Freude; либр. И. Перине, 1806, Эйзенштадт); Гренадер (Der Grenadier, 1812, Вена, «Кернтнертортеатр»); балеты (10 или 12), в т. ч. Месть Амура (Amors Rache, 1804, Вена, «Кернтнертортеатр»), Пауль и Розетта, или Виноградари (Paul und Rosette oder Die Winzer, либр. Ж. Коралли, 1806, Венская придв. опера), Забавы Париса на горе Ида (Die Spiele des Paris auf dem Berge Ida, либр. К. Тальони, 1806, там же), Свадьба Гамаше, или Дон Кихот (Die Hochzeit des Gamache oder Don Quixote, либр. К. Тальони, 1807, «Кернтнертортеатр»), вставные номера для разл. балетов, в т. ч. «Лодоиски» А. Гировеца, «Альцины» П. Бертона; для солистов, хора и орк. - месса (D-dur), отд. части католич. литургии, в т. ч. 3 градуала, 3 офферториума; камерно-инст р. ансамбли - сонаты для скр. и фп., для фп. в 4 руки; фп. пьесы; танц. музыка. Лит: Nottebohm G., Beethoveniana, Lpz., 1872, S. 37-38; его же, Zweite Beethoveniana, Lpz., 1887, S. 30, 304; Skrbensky L. H., Drei deutsche Tonkünstler: Christian Umlauff, Ignaz Umlauft, Michael Umlauft, в изд.: Mitteilungen zur Geschichte der Familien Umlauff, H. 2, Prag, 1926; Haas R., Zur Wiener Ballettpantomime um den Prometheus, в кн.: Neues Beethoven-Jahrbuch, Bd 2, Augsburg, 1926, S. 84 и др.; Bauer A., Opern und Operretten in Wien, Graz, 1955. В. И. Руденко. УМЛАУФ (Umlauft) Игнац (1746, Вена - 8 VI 1796, Мейдлинг, близ Вены) - австрийский композитор и альтист. С 1772 альтист придв. оперы в Вене, с 1778 музик-директор венского Придв. нац. оперного театра (т-р открыт зингшпилем У. «Горнорабочие»), с 1789 - придв. капеллы (преемник А, Сальери). Основу творч. наследия У. составляют зингшпили (все пост. в Вене): «Остров любви» («Die Insel der Liebe», 1772), «Аптека» («Die Apotheke», 1778), «Прекрасная сапожница» («Die schöne Schusterin», 1779), «Счастливые охотники» («Die glucklichen Jäger», 1786), «Кольцо любви, или Земира и Азор» («Der Ring der Liebe», 1786), а также музыка к драм. спектаклям. Автор церк. музыки, песен и арий и др. Создатель венского типа зингшпиля. Наибольшую популярность получил зингшпиль «Горнорабочие» («Die Bergknappen», 1778, шёл в России под назв. «Рудокопы»). Лит: Haas R., Einleitung, в кн.: Denkmäler der Tonkunst in Цsterreich, Jahrg., 18, Tl 1. T. H. Соловьёва. |