УНГЕР, Унгер-Сабатье (по мужу - Сабатье; Unger, Ungher, Unger-Sabatier) Каролина (28 X 1803, Штульвейсенбург, ныне Секешфехервар, Венгрия - 23 III 1877, вилла под Флоренцией) - австр. певица (меццо-сопрано, контральто). Пению училась у А. Ланге и И. М. Фогля, затем в Милане у Дж. Ронкони. В 1821 дебютировала на оперной сцене в Вене в партии Дорабеллы («Так поступают все» Моцарта). Творч. общение с Л. Бетховеном сыграло значит. роль в судьбе певицы - У. участвовала в первом исполнении его 9-й симфонии и Кyrie, Credo, Agnus Dei из «Торжественной мессы» (7 и 23 мая 1824, «Кернтнертортеатр», Вена). Артистич. деятельность У. проходила в основном в Италии (здесь её называли Карлоттой У.). В 1825 пела в Неаполе в театрах «Дель Фондо» и «Сан-Карло», в 1827-30 - в Милане в «Ла Скала» (дебютировала в опере Дж. Россини «Елизавета, королева Англии»), затем с огромным успехом - в Турине, Болонье, Риме, Флоренции, Венеции и др., в 1833-34 - в Париже (где выступила в партии Ромео в опере В. Беллини «Капулети и Монтекки»), позднее - в Вене (1837-40), Дрездене (1840-42). Была первой исполнительницей гл. партий (меццо-сопрано) в операх, написанных специально в расчёте на её голос и артистич. дарование композиторами В. Беллини («Чужестранка», Милан, 1829), Г. Доницетти («Паризина», Флоренция, 1833; «Велизарий», Венеция, 1836), С. Меркаданте («Два знаменитых соперника», Венеция, 1838) и др. В 1843 оставила сцену. Одна из выдающихся представительниц школы бельканто, У. обладала сильным, сочным, выразит. голосом, несколько резким в верхнем регистре. Её исполнение отличалось высоким пафосом, ярким темпераментом. Среди многочисл. партий: Розина, Норма; Анна Болейн, Мария («Анна Болейн», «Мария ди Руденц» Доницетти). Выступала и как конц. певица. Лит: Trionfi Melodrammatici di Carolina Ungher in Vienna, W., 1839; Hartwig О., Fr. Sabatier und Caroline Sabatier-Unger, «Deutsche Rundschau», 1897, Bd 92; Monaldi G., Cantanti celebri (1829-1929), Roma, 1929; Polgar F. M., Ungher-Sabatier, Bdpst, 1941; Sabatier P., La cantatrice Caroline Ungher, «Revue musicale de la Suisse Romande», 1963, v. 17, No 6. Ю. В. Крейнина. |