УОЛТОН (Walton) Уильям Тёрнер (р. 29 III 1902, Олдем, Ланкашир) - английский композитор. С 10-летнего возраста пел в церк. хоре; начальное муз. образование получил под рук. отца, затем учился в церк. колледже у X. Аллена и Б. Олчина в Оксфорде. Композицию изучал гл. обр. самостоятельно, пользовался советами Э. Ансерме и Ф. Бузони. В 1919 окончил оксфордский муз. колледж. В это время создал первые произв., в т. ч. фп. квинтет, 2 песни, литанию a cappella. В 1923 в Лондоне исполнены струн. квартет, а также оригинальная пьеса-речитация иронич. характера «Фасад» («Facade») для чтеца (сатирич. стихи Э. Ситуэлл) в сопровождении флейты-пикколо, кларнета и бас-кларнета, саксофона, трубы, виолончели и ударных (в 1926 переделана У. в комедийный балет того же назв., в музыке которого воспроизводятся в шаржированной форме популярные мелодии англ. композиторов; получили известность 2 орк. сюиты из него). Среди др. сочинений 20-х гг. - увертюра «Портсмутский мост», воссоздающая весёлую сценку в доках (1925). В соч. 30-х гг. ощутимы влияния П. Хиндемита, иногда И. Ф. Стравинского, а также Я. Сибелиуса (скорбные, трагич. мотивы в концерте для альта с оркестром, первым исполнителем которого был Хиндемит, 1929). Высоким мастерством инстр. письма отличаются и др. его концерты с оркестром - для; скрипки (первый исполнитель - Я. Хейфец) и виолончели (первый исполнитель - Г. П. Пятигорский). В 40-е гг. писал музыку гл. обр. к спектаклям драм. театра («Макбет», 1941) и кинофильмам, в т. ч. «Генрих V» (1944; орк. сюита, 1945), «Гамлет» (1947) по У. Шекспиру; простые лирич. мелодии из них завоевали широкую популярность. Соч.: опера Троил и Крессида (по Дж. Чосеру, Лондон, 1954), Медведь (The Bear, по А. П. Чехову, 1967, Олдборо); балеты - Фасад (Facade, 1926) и Благоразумные девы (The Wise virgins, на темы 6 фп. пьес И. С. Баха, 1940), Поиск (The Quest, по Э. Спенсеру, 1943; орк. сюита, 1962); оратория Валтасаров пир (Belshazzar's feast, 1931), Gloria (для солистов и орк., 1961); для орк. - симфонии (1935, 1960); увертюры: Портсмут-Пойнт (Portsmouth Point, 1925, по гравюре Т. Роулендсона, художника кон. 18 - нач. 19 вв.), Сиеста (Siesta, 1926), Скапен (комическая, 1941, 2-я ред. 1950), Иоганнесбургская фестивальная (Johannesburg festival overture, 1956); сюиты из балета Фасад (1927; 1938), пьесы; Вариации на тему Хиндемита (1963), Capriccio burlesco (1968), Импровизация на тему экспромта Б. Бриттена (1970); для инструмента с орк. - конц. симфония для фп. (1927, на основе музыки для балета, заказанного С. П. Дягилевым; 2-я ред. 1943), концерты: для альта (1929, 2-я ред. 1961), скр. (1939), виолончели (1957); камерно-инстр. ансамбли - токката (1923), соната (1950) и 2 пьесы (1951) для скр. с фп., фп. квартет (1919), струн. квартеты (1922, 1947); для хора с орк. - В честь города Лондона (In honour of the city of London, 1937), Coronation Те Deum (1953); Missa brevis для хора и органа (1966); фп. пьесы для детей, в т. ч. в 4 руки; песни. Лит: Hiwes F. S., The music of William Walton, v. 1-2, L., 1942-43, 1965; Aprahamian F., Walton retrospective, «Music and musicians», 1972, v. 20, No 11;Craggs S. R., William Walton. A Thematic catalogue of his musical works, L., 1977. И. А. Слепнёв. |