ВЫСОЦКИЙ (Wysocki) Валерий (1836, Радомско, близ Лодзи - 12 X 1907, Львов) - польский певец (бас) и вок. педагог. Муз. образование получил в Варшавской консерватории. Совершенствовался у Ф. Ламперти. Дебютировал как певец в Одессе, в 1860 концертировал в Варшаве. Выступал в Милане (в «Ла Скала») и Турине. С 1868 во Львове преподавал пение. С 1885 профессор Львовской консерватории. Создал собств. вокальную методику, одним из осн. элементов которой являлось развитие у певца правильной дикции. Из класса В. вышла плеяда выдающихся певцов: И. Богуш-Геллерова, А. Дидур, Г. Горский, X. Збоиньская-Рушковская, Я. Королевич-Вайдова, С. А. Крушельницкая, Ю. Манн, А. Ф. Мишуга, Е. Страссерувна и др. ВЫСОЦКИЙ, Высотский Михаил Тимофеевич [ок. 1791-16(28) ХII 1837, Москва] - рус. гитарист, композитор и педагог. Род. в семье крепостного в подмосковном имении поэта M. M. Хераскова. С основами муз. грамоты и приёмами игры на 7-струнной гитаре его познакомил С. Н. Аксёнов. Получив ок. 1813 вольную, поселился в Москве, где вскоре завоевал популярность как виртуоз, композитор и педагог. Сблизился с Дж. Филдом, А. И. Дюбюком, оказавшими влияние на его творч. развитие. Среди учеников В.- М. А. Стахович, И. Е. Ляхов, А. А. Григорьев, а также руководители моcк. цыганских хоров - гитаристы И. О. Соколов, Ф. И. Губкин. По некоторым данным, у В. брал уроки игры на гитаре М. Ю. Лермонтов, поcв. ему стихотворение «Звуки» (1830). Наряду с Аксёновым В.- крупнейший представитель моcк. гитарной школы. Его игра, сочетавшая певучесть со смелой виртуозностью, отличалась самобытным импровизац. стилем, выражавшимся, в частности, в своеобразной интерпретации рус. нар. песни. Последнее нашло яркое претворение в композиторском творчестве В. Среди его сочинений гл. место занимают вариации на темы рус. нар. песен (обычно - цикл из 4-5 вариаций, обрамлённых импровизац. «заставками» и «концовками»). В. принадлежат также фантазии, прелюдии, вариации, перелож. для гитары пьес В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Филда, И. Н. Гуммеля и др. Незадолго до смерти В. была издана его небольшая «Практическая школа семиструнной гитары» (М., 1836; с доп. - под назв. «Теоретическая и практическая школа семиструнной гитары», СПБ., [б. г.]; переизд. под. назв. «Школа для семиструнной гитары», М., 1927). |