ВЬЁТАН (Vieuxtemps) Анри (17 II 1820, Вервье, пров. Льеж - 6 VI 1881, Мустафа, Алжир) - бельг. скрипач, композитор и педагог. Род. в семье музыканта. С 5 лет обучался игре на скрипке. В 7-летнем возрасте выступил публично в концерте муз. общества в Вервье, позднее с успехом играл в Брюсселе, Антверпене и др. бельг. городах. В 1828-31 учился у Ш. Берио в Париже, затем изучал гармонию у С. Зехтера в Вене, совершенствовался по композиции у А. Рейхи в Париже (1835). В Вене с большим успехом исполнил в 1834 скрипич. концерт Л. Бетховена, возродив интерес к этому (в то время забытому) произв. В том же году выступал в Лондоне, где встретился с Н. Паганини. В дальнейшей творч. биографии В. большое значение имеют рус. связи, начало которым положили его гастроли в 1838 в Петербурге и Москве. В России В. жил в 1838-40, в 1845-52 работал придв. солистом в Петербурге, давал концерты во мн. рус. городах, выступал в качестве квартетиста, преподавал. Общение с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, В. Ф. Одоевским, А. Г. Рубинштейном, знакомство с рус. искусством обогатили его творчество. Талант В. достиг полной зрелости в России, где он завоевал исключит. популярность у рус. слушателей. Его игра увлекала худож. завершённостью, виртуозным размахом, пластичностью и красотой звука. В России В. создал своё самое значит. произв. - 4-й концерт для скрипки с оркестром, «Фантазию аппассионату», мн. пьесы на рус. темы (обр. для скрипки и фп. романсов и песен А. С. Даргомыжского, А. А. Алябьева, в т.ч. «Соловей», фантазия на темы оперы «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского). Покинув в 1852 Россию, В. жил в Брюсселе, Франкфурте-на-Майне, Париже, совершая конц. поездки по США., странам Ближнего Востока. В 1860 вновь концертировал в Петербурге и Москве. После 1871 из-за болезни прекратил исполнит. деятельность. Был профессором Брюссельской консерватории (1871-73), где у него занимался Э. Изаи; возглавлял Об-во нар. симф. концертов в Брюсселе. В 1879 переселился в Алжир. В историю муз. исполнительства В. вошёл как один из крупнейших художников-скрипачей романтич. направления. Вместе с Ш. Берио и Изаи он составил триаду артистов, утвердивших мировое значение белы. нац. скрипичной школы. Композиторское дарование В. ценили Г. Берлиоз и П. И. Чайковский. Произв. В., отличающиеся мелодичностью, богато разработанной виртуозной фактурой, до сих пор входят в репертуар скрипачей. Значительнейшей вехой в развитии скрипичного виртуозного концерта являются 7 концертов В. для скрипки с оркестром. В них композитор продолжил и развил жанр «большого» романтич. скрипич. концерта, начало которому положил Н. Паганини. Концерты В. отличаются декламационной приподнятостью стиля, яркими драматич. контрастами, декоративной красочностью письма, масштабностью виртуозной партии скрипки соло, насыщенностью орк. сопровождения. В. написал мн. небольших скрипичных пьес, этюды и др. произв. (в т.ч. 2 концерта для виолончели с оркестром). |